Азербайджанская версия сайта Английская версия сайта
Поиск по сайту
Законы Указы Разделы
 
Законодательство Азербайджанской Республики

Закон Азербайджанской Республики

О недрах
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с изучением (поиском, разведкой), рациональным использованием и охраной недр территории Азербайджанской Республики, в том числе азербайджанского сектора Каспийского моря (озера), с безопасным проведением работ, обеспечивает при использовании недр защиту интересов государства, пользователей недр и граждан при использовании недр.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные термины и понятия
В настоящем Законе применяются следующие основные термины и понятия:
* недра - часть земной коры, расположенная ниже земной поверхности или почвенного слоя, дна водных объектов (водоемов), простирающаяся до глубин, доступных для изучения и освоения, состоящая из горных пород, минерально-сырьевых ресурсов, энергоносителей (нефти, газа и т.д.), природных и искусственных полостей, геологических и техногенных образований;
* отношения недропользования - отношения в сфере использования, изучения, разработки и охраны недр;
* полезные ископаемые - природные минеральные образования земной коры, используемые в сфере материального производства;
* общераспространенные полезные ископаемые - общераспространенные полезные ископаемые в природном виде или подвергшиеся незначительным изменениям, используемые для потребностей местного хозяйства;
* техногенные образования - скопившиеся в земной поверхности или недрах отходы горнодобывающего, перерабатывающего и других видов производств, содержащие минеральные вещества;
* керн - трубчатый образец горной породы, извлеченный для изучения геологического разреза недр;
* горный отвод - границы недр, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам с целью добычи полезных ископаемых, а также строительства не связанных с ними подземных сооружений.
Статья 2. Принципы недропользования
Недропользование основывается на принципах:
* обеспечения рационального, комплексного и безопасного использования недр;
* обеспечения охраны окружающей среды;
* расширения и упрочения минерально-сырьевой базы;
* гласности недропользования;
* создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в недропользование;
* платности недропользования.
Статья 3. Законодательство Азербайджанской Республики о недрах
Законодательство Азербайджанской Республики о недрах состоит из Конституции Азербайджанской Республики, настоящего Закона, иных законодательных актов и международных договоров Азербайджанской Республики.
Статья 4. Право собственности на недра
Недра в Азербайджанской Республике принадлежат Азербайджанской Республике без нарушения прав каких-либо физических или юридических лиц.
Статья 5. Единый государственный фонд недр
Недра территории Азербайджанской Республики целиком формируют единый государственный фонд, который состоит как из используемых, так и неиспользуемых частей недр.
Статья 6. Обязанности органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования
В сфере регулирования отношений недропользования государство осуществляет следующие обязанности:
* осуществляет государственную политику в области недропользования;
* выделяет земельные участки в целях недропользования;
* устанавливает правила пользования недрами и их охраны, рациональной разработки минерально-сырьевых ресурсов, разрабатывает соответствующие стандарты (нормативы и правила), классификацию запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;
* заключает международные договоры по геологическому изучению, использованию и охране недр, применяет систему специальных разрешений;
* защищает права пользователей недр и связанные с недропользованием интересы граждан Азербайджанской Республики;
* разрабатывает и осуществляет государственные программы по геологическому изучению недр и развитию минерально-сырьевой базы;
* определяет порядок взимания платы за пользование недрами;
* формирует государственный фонд по финансированию расширения минерально-сырьевой базы и геологического изучения недр;
* формирует фонд геологической информации о недрах, устанавливает порядок его использования;
* проводит государственную экспертизу геологической информации, позволяющей оценивать разведанные запасы полезных ископаемых и особенности недр;
* осуществляет ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых и государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых;
* устанавливает перечень общераспространенных полезных ископаемых;
* осуществляет государственную регистрацию работ, связанных с геологическим изучением недр;
* осуществляет государственную регистрацию участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
* осуществляет координацию и регистрацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с недропользованием;
* устанавливает порядок хранения и защиты керна и проб, имеющих научно-практическое значение в изучении недр;
* осуществляет государственный контроль за рациональным и безопасным использованием, охраной и геологическим изучением недр;
* вводит ограничения на пользование недрами в целях защиты государственной безопасности, населения, хозяйствующих субъектов и охраны окружающей среды.
Споры по вопросам использования и охраны недр решаются органами судебной власти.
Глава II. Основы пользования недрами
Статья 7. Виды пользования недрами
Виды пользования недрами нижеследующие:
* геологическое и геоэкологическое изучение;
* добыча полезных ископаемых;
* использование отходов производства, связанных с горными работами;
* строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
* образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, лечебно-оздоровительное значение (научных и учебных полигонов, геологических заповедников, заказников, памятников природы, пещер и других подземных полостей);
* сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов, проведение археологических раскопок.
Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.
Порядок использования недр для добычи радиоактивного сырья и захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ регулируется законодательными актами Азербайджанской Республики.
Статья 8. Пользователи недр
Пользователями недр в Азербайджанской Республике в порядке, установленном законодательством, могут быть юридические и физические лица Азербайджанской Республики, а также зарубежных стран.
Права и обязанности пользователей недр возникают с момента получения в установленном порядке специального разрешения на пользование недрами от соответствующего органа исполнительной власти.
Статья 9. Права и обязанности пользователей недр
Пользователи недр имеют право:
* использовать недра в границах отвода для указанного в специальном разрешении вида деятельности;
* самостоятельно выбирать любую не противоречащую законодательству форму деятельности на участке недр в соответствии с целью, указанной в специальном разрешении;
* использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии со специальным разрешением и законодательством;
* использовать отходы горнодобывающего производства, если иное не оговорено в специальном разрешении;
* проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горных отводов, предоставленных им в соответствии со специальным разрешением;
* обращаться в соответствующие органы исполнительной власти, выдавшие специальное разрешение, по поводу пересмотра условий специального разрешения при возникновении обстоятельств, отличающихся от тех, при которых было предоставлено специальное разрешение.
Пользователю недр представляется преимущество перед другими претендентами при продлении срока действия лицензии.
Пользователи недр обязаны обеспечить:
* соблюдение законодательства Азербайджанской Республики, а также стандартов (нормативов и правил) по пользованию недрами, недопущение сверхнормативных потерь полезных ископаемых, снижения их качества;
* геологическое изучение недр, комплексное использование минерально-сырьевых ресурсов;
* ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе пользования недрами, сохранность этой документации, керна и проб;
* представление геологической информации в государственный фонд геологической информации;
* полное использование продуктов и отходов переработки, обеспечение складирования, учета и охраны содержащих полезные компоненты и временно не используемых продуктов и отходов производства;
* представление данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в государственный фонд геологической информации;
* безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;
* соблюдение стандартов (нормативов, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
* обеспечение рекультивации земельных участков во время пользования недрами;
* сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и в иных хозяйственных целях;
* консервацию и ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;
* выполнение условий, установленных специальным разрешением, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Пользователи недр должны иметь специальную квалификацию и опыт, подтвержденные документом (дипломом, свидетельством) на проведение соответствующего вида деятельности (геологическое планирование, поиск, разведка, разные способы добычи полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных сооружений, другие виды пользования недрами).
Статья 10. Участки недр, предоставляемые в пользование
В соответствии со специальным разрешением на право добычи полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образование особо охраняемых геологических объектов участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода. Участок недр также предоставляется в виде горного отвода для проведения геологического изучения недр с одновременной или непосредственно следующей за ним добычей полезных ископаемых.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении специального разрешения на пользование недрами.
После разработки технического проекта добычи полезных ископаемых и проведения работ, не связанных с добычей, получения на него в установленном порядке положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с соответствующими органами исполнительной власти документы, определяющие уточненные границы горного отвода (график координат границ участка, план и характерные разрезы), включаются в специальное разрешение в качестве неотъемлемой составной части.
На участок недр, предоставленный в соответствии со специальным разрешением для геологического изучения, статус горного отвода не распространяется. Соответствующий орган исполнительной власти придает указанным участкам статус геологического отвода.
В границах участка недр, предоставленного для геологического изучения, могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются специальным разрешением при предоставлении недр в пользование.
Статья 11. Ограничение пользования недрами
Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения безопасности страны и охраны окружающей среды.
Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде.
Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий и соответствующим законодательством.
Статья 12. Сроки пользования недрами
Недра предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока.
На определенный срок недра предоставляются в пользование:
* для геологического изучения - на срок до 5 лет;
* для добычи полезных ископаемых - на срок до 25 лет;
* при совмещении указанных видов пользования - на срок до 30 лет.
Сроки пользования недрами для добычи полезных ископаемых определяются исходя из технико-экономического обоснования их разработки, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр.
На определенный срок и без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и в иных целях.
Сроки пользования недрами исчисляются со дня предоставления права на это пользование.
Если пользователь недр выполняет условия специального разрешения, то с согласия сторон сроки пользования недрами могут быть продлены.
Статья 13. Предоставление недр в пользование
Недра предоставляются в пользование в установленном порядке соответствующим органом исполнительной власти на основе специального разрешения.
Предоставление недр в пользование осуществляется путем конкурса, аукциона и прямых переговоров. Путем прямых переговоров недра предоставляются в пользование в исключительных случаях по решению соответствующего органа исполнительной власти.
Специальное разрешение предоставляет право на проведение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, запасы которых подтверждены в соответствующем порядке, использование отходов горнодобывающих предприятий и связанных с ним перерабатывающих производств, использование недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, на образование особо охраняемых геологических объектов, сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов и проведение археологических раскопок.
При многопрофильности (многонаправленности) пользования недрами юридические или физические лица могут владеть несколькими специальными разрешениями.
За выдачу специального разрешения взимается государственная пошлина (сбор). Размер государственной пошлины (сбора) устанавливается соответствующим органом исполнительной власти.
Для научно-исследовательских работ и проводимых на основании государственных программ всех видов геологических работ, прогнозирования землетрясений, создания и ведения мониторинга окружающей среды, осуществления контроля за режимом и балансом подземных вод, проведения археологических раскопок и иных работ, не нарушающих целостности недр, специального разрешения не требуется.
Работы, направленные на изучение недр, проходят государственную регистрацию в геологическом фонде.
Предоставление специального разрешения осуществляется при наличии предварительного согласия соответствующего органа исполнительной власти или землевладельца на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования (включая ведущиеся по государственным программам работы). Отвод земельного участка пользователю недр осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством Азербайджанской Республики, после предоставления специального разрешения на пользование недрами.
Статья 14. Государственная система специальных разрешений на недропользование и ее задачи
Государственная система специальных разрешений - это единый порядок предоставления специальных разрешений, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов по недропользованию и их оформление.
Задачами государственной системы специальных разрешений являются:
* осуществление государственной программы развития горнодобывающей промышленности и минерально-сырьевой базы;
* соблюдение социальных, экономических, экологических и других интересов всех граждан;
* создание всем юридическим и физическим лицам равных возможностей в получении специальных разрешений;
* развитие рыночных отношений, проведение антимонопольной политики в сфере пользования недрами;
* предоставление необходимых гарантий владельцам специальных разрешений и защита их прав пользования недрами.
Статья 15. Антимонопольные требования при пользовании недрами
Запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр), направленные на:
* ограничение вопреки условиям конкурса или аукциона доступа к участию в них юридических и физических лиц, желающих приобрести право пользования недрами в соответствии с настоящим Законом;
* уклонение от предоставления специального разрешения победителям конкурса или аукциона;
* замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами;
* дискриминацию пользователей недр, создающих структуры, конкурирующие с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение в недропользовании;
* дискриминацию пользователей недр в предоставлении возможностей для использования транспорта и объектов инфраструктуры.
Соответствующий орган исполнительной власти вправе устанавливать предельные размеры участков недр, предоставляемых в пользование, количество участков и предельные запасы добываемых полезных ископаемых.
Статья 16. Предоставление недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых
Порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также пользования недрами в границах земельных участков, предоставленных в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливается соответствующим органом исполнительной власти.
Недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых не предоставляются в случаях возможности использования отходов горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативным источником сырья.
Статья 17. Использование недр землевладельцами
Владельцы земельных участков вправе в границах этих участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также бурение и эксплуатацию скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующим органом исполнительной власти.
Использование подземных питьевых вод определяется соответствующими законодательными актами Азербайджанской Республики.
Статья 18. Основания для прекращения и ограничения права пользования недрами
Право пользования недрами прекращается:
1) по истечении срока действия специального разрешения;
2) при отказе владельца специального разрешения от права пользования недрами;
3) при возникновении фактов, лишающих права на специальное разрешение.
Право пользования недрами может быть ограничено или досрочно прекращено органом, выдавшим специальное разрешение, в случаях:
1) возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, проживающих и работающих на участках проведения работ, связанных с пользованием недрами;
2) нарушения пользователем недр условий специального разрешения;
3) систематического нарушения пользователем недр правил пользования недрами;
4) возникновения форс-мажорной ситуации (стихийные бедствия, военные действия и другие);
5) если пользователь недр в течение установленного в специальном разрешении срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
6) ликвидации субъекта, которому было предоставлено право пользования недрами;
7) по инициативе владельца специального разрешения.
Статья 19. Порядок прекращения и ограничения права пользования недрами
В случае отказа от пользования недрами владелец специального разрешения должен официально уведомить об этом соответствующий орган исполнительной власти, выдавший лицензию, не позднее чем за 6 месяцев.
В случае отказа от права пользования недрами раньше указанного в специальном разрешении срока владелец специального разрешения должен возместить ущерб, причиненный соответствующему органу исполнительной власти, выдавшему специальное разрешение.
В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 4 части второй статьи 18 настоящего Закона, пользование недрами приостанавливается решением компетентного органа после официального уведомления пользователя недр. Расходы на консервацию или ликвидацию предприятия несет государство при отсутствии вины предприятия.
Расходы на консервацию или ликвидацию предприятия несет пользователь недр, если пользование недрами приостановлено по причинам, указанным в пунктах 1(при наличии вины предприятия), 2 и 3 части второй статьи 18 или по инициативе пользователя недр.
В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 части второй статьи 18 настоящего Закона, решение о прекращении или ограничении права пользования недрами принимается, если нарушения не устраняются в трехмесячный срок после уведомления.
В случае, если обстоятельства и условия, вызвавшие ограничение или приостановление права пользования недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме.
Время, на которое право пользования недрами было приостановлено, при отсутствии вины пользователя недр не включается в общий срок действия специального разрешения .
При несогласии физического и юридического лица с решением о досрочном прекращении или ограничении его права на пользование недрами он может обжаловать его в судебном порядке.
Статья 20.  Переход права пользования недрами
Право пользования недрами переходит к другому лицу в случаях:
* изменения организационно-правовой формы пользователя недр;
* реорганизации хозяйствующего субъекта, использующего недра.
При переходе права пользования недрами к другому лицу специальное разрешение подлежит переоформлению. При этом содержание специального разрешения не меняется.
В случае реорганизации путем деления или вхождения в состав другого предприятия хозяйствующего субъекта, использующего недра, владельцем специального разрешения становится новое предприятие, продолжающее деятельность в сфере, на которую выдано специальное разрешение.
При переименовании пользователя недр специальное разрешение переоформляется.
Специальное разрешение переоформляется по заявлению пользователя недр органом, выдавшим специальное разрешение.
Отказ в переоформлении лицензии может быть обжалован пользователем недр в судебном порядке.
Пользователь недр не может передать свое право на пользование недрами третьим лицам, кроме случаев, предусмотренных законодательством Азербайджанской Республики.
Глава III. Рациональное использование и охрана недр
Статья 21. Основные требования по рациональному использованию и охране недр
Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:
* соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
* обеспечение полноты геологического изучения, рационального и комплексного использования и охраны недр;
* проведение опережающих геологических и геоэкологических работ, обеспечивающих оценку запасов полезных ископаемых или определение свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
* определение кондиций по каждому месторождению полезных ископаемых в целях обеспечения геологического изучения и комплексного использования недр;
* проведение государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
* обеспечение наиболее полного извлечения из недр полезных ископаемых и попутных компонентов;
* учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;
* охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, радиации, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
* предотвращение загрязнения недр и окружающей среды при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;
* соблюдение порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
* предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;
* предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения, а также контроль за режимом подземных питьевых вод на участках, где есть опасность смешивания подземной питьевой воды с минерализованными или не соответствующими кондиции водами;
* соблюдение правил охраны окружающей среды, рекультивации почвы, консервации или ликвидации горных выработок.
В случае нарушения требований настоящей статьи соответствующий орган исполнительной власти в соответствии с законодательством может ограничить, приостановить или прекратить право пользования недрами.
Статья 22. Основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами
Проведение геологического изучения недр, строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья населения, находящегося в зоне их влияния.
Соответствующие органы исполнительной власти и пользователи недр обязаны обеспечить выполнение требований стандартов (нормативов, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Орган горного надзора осуществляет государственное регулирование вопросов безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, и контрольные функции.
Непосредственную ответственность за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий.
Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются:
* допуск к работам только тех лиц, которые имеют специальную подготовку и квалификацию;
* обеспечение лиц, занятых на горных выработках и в буровых работах, специальной одеждой и средствами защиты;
* применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил техники безопасности и санитарным нормам;
* правильное использование радиоактивных, взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование;
* проведение наблюдений для обеспечения нормального технологического режима работ и прогнозирования опасных ситуаций;
* систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пыли;
* разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, в нормальном рабочем режиме и в аварийных ситуациях.
Пользователи недр обязаны создавать горноспасательные группы, службы по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов либо пользоваться услугами таких служб по договору.
Руководители предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, иные уполномоченные на то должностные лица при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью работников этих предприятий и населению, находящемуся в зоне влияния работ, обязаны немедленно приостановить работы, обеспечить транспортировку людей в безопасное место и незамедлительно информировать об этом соответствующие органы исполнительной власти.
Статья 23. Условия застройки площадей залегания полезных ископаемых
Проведение работ по проектированию и строительству населенных пунктов, промышленных комплексов и иных хозяйственных объектов на участках залегания полезных ископаемых, а также размещение на этих участках подземных сооружений допускаются с разрешения соответствующего органа исполнительной власти при условии возможности извлечения полезных ископаемых и экономической целесообразности застройки, а также безопасности горных работ с учетом местных условий.
Соответствующий орган исполнительной власти разрешает возведение вышеуказанных объектов и в случае отсутствия полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения затрат, понесенных по строительным работам, сносу построек и рекультивации участка.
Статья 24. Ликвидация и консервация предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия специального разрешения или при досрочном прекращении пользования недрами.
До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него настоящим Законом.
При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия по добыче полезных ископаемых горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.
При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация хранится в порядке, установленном законодательством.
Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации соответствующим органом исполнительной власти.
Статья 25.  Охрана участков недр, обладающих особой научной и культурной значимостью
Редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие подобные участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке геологическими заповедниками, государственными заказниками либо памятниками природы или культуры. Всякая деятельность, нарушающая сохранность указанных заповедников, заказников и памятников, запрещается.
В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом органу, выдавшему специальное разрешение.
Глава IV. Геологическое изучение недр
Статья 26. Основные требования к геологическому изучению недр
Основные требования к геологическому изучению недр нижеследующие:
* научная обоснованность и эффективность работ по геологическому изучению недр;
* полнота изучения геологического строения недр, горнотехнических, гидрогеологических, экологических условий разработки разведанных месторождений, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
* уточнение количества и качества запасов полезных ископаемых, их компонентов, геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых;
* соблюдение норм и стандартов, установленных законодательством в сфере охраны недр и окружающей среды;
* ведение работ по геологическому изучению недр методами и способами, обеспечивающими недопущение неоправданных потерь полезных ископаемых и их надлежащее качество;
* размещение извлекаемых из недр горных пород и полезных ископаемых, исключающее их вредное влияние на окружающую среду;
* сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и в иных хозяйственных целях, и ликвидацию в установленном порядке выработок и скважин, не пригодных к использованию;
* сохранность в установленном порядке полученных в процессе геологического изучения недр геологической и технической документации, керна и дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр.
Статья 27. Государственный учет и государственная регистрация
Государственному учету и включению в государственный реестр подлежат соответствующие работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей.
Государственный учет и государственная регистрация ведутся соответствующим органом исполнительной власти по единой системе.
Запрещается ведение работ, связанных с использованием недр, не прошедших государственную регистрацию.
Статья 28. Государственное геологическое изучение недр
В целях обеспечения расширения и упрочения минерально-сырьевой базы Азербайджанской Республики на ее территории систематически осуществляется государственное геологическое изучение недр.
Основная цель государственного геологического изучения - проведение на территории страны, в том числе в принадлежащем Азербайджанской Республике секторе Каспийского моря (озера), геологических исследований и картографических работ, поиск, оценка и разведка месторождений полезных ископаемых, прогнозирование происходящих в недрах процессов, сбор, систематизация, хранение информации о минерально-сырьевой базе и осуществление иных работ.
Статья 29. Геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых
В целях определения промышленного значения месторождений полезных ископаемых, способов рациональной и безопасной их разработки с учетом горно-геологических и иных условий, обеспечения полноты изучения недр, комплексного их использования проводится геолого-экономическая оценка каждого месторождения и определяются кондиции для минерального сырья.
Кондиции для минерального сырья готовятся из основных полезных ископаемых, а также с учетом использования содержащихся в них ценных компонентов, и формируют основу расчета промышленных запасов месторождения.
Требования, предъявляемые к качеству общераспространенных полезных ископаемых, определяются стандартами и техническими условиями.
Статья 30. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых
В целях обеспечения рациональной и комплексной разработки запасов полезных ископаемых, определения платы за пользование недрами и границ участков недр, предоставленных в использование, кондиции для минерального сырья и запасы разведанных месторождений полезных ископаемых подлежат государственной экспертизе.
Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения. При этом представляемые на экспертизу геологические материалы должны позволить дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их промышленного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и иных условий их добычи.
Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Использование данных участков разрешается только после проведения и подтверждения государственной экспертизы геологической информации.
Государственная экспертиза геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр и запасах полезных ископаемых осуществляется в порядке, установленном соответствующим органом исполнительной власти.
Статья 31. Подтверждение и списание запасов полезных ископаемых
Запасы разведанных месторождений полезных ископаемых, а также запасы полезных ископаемых, дополнительно разведанных в период эксплуатации месторождений, подтверждаются после проведения государственной экспертизы. При подтверждении запасов полезных ископаемых определяется промышленное значение, достоверность, количество, качество, условия расположения, степень изученности и готовность к эксплуатации разведанных запасов.
Решение о промышленном значении запасов разведанных полезных ископаемых дает основание к их регистрации в государственном балансе и к ведению учета.
Разрешение на предоставление недр для добычи полезных ископаемых выдается только после подтверждения их запасов.
Добытые полезные ископаемые, а также потерявшие в процессе добычи промышленное значение, не подтвержденные последующими геологическими работами по изучению или во время разработки месторождения запасы полезных ископаемых в установленном порядке списываются со счета ведущего эксплуатационные работы субъекта с проведением соответствующих изменений в государственном балансе запасов полезных ископаемых.
Статья 32. Геологическая информация о недрах
Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, условиях их разработки, а также иных особенностях недр, содержащаяся в отчетах, картах и иных материалах, принадлежит Азербайджанской Республике.
Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством Азербайджанской Республики.
Исполнитель имеет право использовать полученную при проведении работ информацию о недрах для научной и преподавательской деятельности, если при этом не затрагиваются коммерческие интересы заказчика, обусловленные договором.
Геологическая и иная информация, полученная за счет государственных средств, представляется в установленной форме в фонд геологической информации. Данная информация сохраняется и систематизируется в фонде.
Порядок и условия использования геологической информации в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики определяются соответствующим органом исполнительной власти. Организации, предприятия и граждане, готовящие геологическую и иную информацию о недрах за счет собственных финансовых средств, передают данную информацию в фонд геологической информации и определяют условия ее использования.
Ответственные лица обязаны обеспечить конфиденциальность информации на всех этапах ее сбора, регистрации, хранения, передачи и использования.
За использование геологической информации о недрах взимается плата. Порядок взимания и размер платы определяются соответствующим органом исполнительной власти.
Статья 33. Государственный баланс месторождений полезных ископаемых, государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и их ведение
Государственный баланс запасов полезных ископаемых отражает сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, степени промышленного освоения, добыче, потерях и обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых и ведется с целью учета состояния минерально-сырьевой базы.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и побочных полезных ископаемых, объем содержащихся в них компонентов, горнотехнические, гидрогеологические, экологические условия разработки месторождения и ее геолого-экономическую оценку, а также сведения по каждому проявлению полезных ископаемых.
Государственный кадастр ведется в целях комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального развития и расположения инфраструктуры, связанной с их разработкой.
Государственный баланс запасов месторождений полезных ископаемых и государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых составляются и ведутся соответствующим центральным органом исполнительной власти на основе отчетов, представляемых в государственный фонд геологической информации организациями и предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр и эксплуатацию месторождений полезных ископаемых.
Статья 34. Разведчики месторождений полезных ископаемых
Разведчиками считаются лица, научно обосновавшие и обнаружившие ранее не известное промышленно значимое месторождение полезных ископаемых, а также запасы полезных ископаемых в известном месторождении, существенно увеличивающие промышленную значимость этого месторождения, или наличие в нем новых минерально-сырьевых запасов.
Порядок поощрения разведчиков устанавливается соответствующим органом исполнительной власти Азербайджанской Республики.
Глава V. Государственное регулирование отношений недропользования
Статья 35. Задачи государственного регулирования отношений недропользования
Основные задачи государственного регулирования отношений недропользования нижеследующие:
* создание минерально-сырьевой базы, ее рациональное использование и охрана недр;
* определение промышленных объемов основных видов полезных ископаемых;
* развитие минерально-сырьевой базы и подготовка участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
* геологическое изучение недр на территории Азербайджанской Республики, в том числе внутри принадлежащего ей сектора Каспийского моря (озера);
* определение минерально-сырьевого экспорта;
* введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулирование цен на основные виды минерального сырья;
* установление стандартов (нормативов, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, специальных разрешений, учета и контроля.
Статья 36. Государственное регулирование отношений недропользования и управление ими
Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами Азербайджанской Республики.
Управление недропользованием осуществляется соответствующим органом исполнительной власти Азербайджанской Республики. Добыча полезных ископаемых относится к функциям пользователей недр.
Действующий в связи с недропользованием соответствующий орган исполнительной власти не может выполнять функции хозяйственной деятельности предприятий, осуществляющих разработку месторождений полезных ископаемых либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Статья 37. Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр
Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр осуществляется в целях обеспечения соблюдения пользователями недр действующего законодательства, установленных стандартов (нормативов, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.
Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется соответствующими органами власти.
Статья 38. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами
Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется в целях обеспечения соблюдения пользователями недр требований действующего законодательства, безопасного ведения работ, предупреждения и устранения их вредного влияния на население, окружающую среду, здания и сооружения.
Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется соответствующим органом исполнительной власти.
Глава VI. Экономический механизм пользования недрами
Статья 39. Система платежей за пользование недрами
Пользование недрами на территории Азербайджанской Республики является платным, за исключением случаев, предусмотренных в статье 44 настоящего Закона.
Пользователи недр производят следующие виды платежей за пользование недрами:
* государственная пошлина (сбор) за предоставление специального разрешения;
* плата за пользование недрами;
* горный налог;
* отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
* плата за пользование акваторией и участками морского дна.
Кроме того, пользователи недр уплачивают другие платежи и налоги, предусмотренные законодательством.
Статья 40. Платежи за пользование недрами
Плата за пользование недрами вносится за поиски и разведку месторождений полезных ископаемых. Сумма платы устанавливается в процентах от стоимости работ, а порядок ее внесения определяется законодательством. Платежи за разведку полезных ископаемых в границах горного отвода, предоставленного под их добычу, с пользователя недр не взимаются.
Платежи за добычу полезных ископаемых вносятся в соответствии с Законом Азербайджанской Республики "О горном налоге".
Платежи за добычу полезных ископаемых со сверхнормативными потерями вносятся в порядке и размерах, установленных законодательством.
Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, определяются законодательством в зависимости от размеров участка недр, предоставленного в пользование, полезных свойств недр и степени экологической опасности при их использовании.
Статья 41. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы взимаются с пользователей недр, осуществляющих добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств.
Пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие государству затраты на поиск и разведку соответствующих запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при эксплуатации этих месторождений.
Ставки этих отчислений устанавливаются в размерах, обеспечивающих необходимые затраты на воспроизводство минерально-сырьевой базы, и являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья.
Размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливаются в процентах от стоимости фактически добытых полезных ископаемых.
Данные отчисления поступают в государственный фонд, образованный в целях финансирования воспроизводства минерально-сырьевой базы и геологического изучения недр.
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы могут быть использованы для открытия и разведки месторождений полезных ископаемых.
Ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, порядок их внесения и использования устанавливаются законодательством.
Статья 42. Плата за пользование акваторией и участками морского дна
Плата за пользование акваторией и участками морского дна взимается за работы, связанные с поиском, разведкой, добычей полезных ископаемых в морских условиях и пользованием недрами морского дна в иных целях. Порядок взимания и размер платы устанавливаются законодательством в зависимости от месторасположения участка и его конфигурации, мощности водной толщи, цели пользования недрами морского дна.
Статья 43. Формы платежей за пользование недрами
Платежи за пользование недрами могут взиматься в зависимости от их видов в формах:
* денежных платежей;
* части объема добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователем недр;
* оказания услуг.
Форма внесения платежа устанавливается в специальном разрешении, предоставляющем право пользования недрами, в соответствии с нормативно-правовыми актами.
Не допускается требовать от пользователя недр предоставления информации, составляющей коммерческую тайну, в счет платежей за пользование недрами.
Статья 44. Освобождение от платежей за пользование недрами
Освобождение от платежей за пользование недрами в Азербайджанской Республике предоставляется в нижеследующих случаях:
* при добыче в установленном порядке общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод для удовлетворения собственных потребностей на земельном участке, являющемся собственностью юридических и физических лиц или взятом в аренду;
* при проведении связанных с изучением недр геологических работ по научно-исследовательским и государственным программам; при прогнозировании землетрясений, инженерно-геологических изысканиях, геоэкологических исследованиях; при контроле за режимом и балансом подземных вод, а также при осуществлении иных работ, не нарушающих целостности недр; при проведении работ по созданию находящихся под особой защитой геологических объектов, отмеченных в пункте 5 части первой статьи 7 настоящего Закона.
Пользователи недр в целях поощрения могут быть частично освобождены от платежей за пользование недрами при использовании расположенных в сложных горно-геологических условиях месторождений; или полезных ископаемых пониженного качества, в том числе трудноизвлекаемых, некондиционных, из месторождений, сохранивших ранее списанные с государственного баланса запасы, при использовании закрытых и боковых горных пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатыващих производств, а также при производстве основных и побочных компонентов, для поощрения безопасных в экологическом отношении технологий.
Статья 45. Скидки за эксплуатацию месторождений полезных ископаемых пониженного качества и результативности
Скидки за эксплуатацию месторождений полезных ископаемых пониженного качества и результативности могут предоставляться:
* при добыче дефицитных полезных ископаемых при низкой экономической эффективности, не связанной с нарушениями условий рационального использования разведанных запасов;
* при добыче полезного ископаемого из остаточных запасов пониженного качества, за исключением случаев ухудшения качества полезного ископаемого в результате выборочной отработки богатых участков месторождения.
Данные скидки определяются соответствующим органом исполнительной власти, предоставившим специальное разрешение.
Глава VII. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Статья 46. Ответственность за нарушение настоящего Закона
За нарушение настоящего Закона юридические и физические лица несут ответственность в случаях:
* нарушения установленного законодательством порядка пользования недрами;
* самовольного пользования недрами;
* нарушения стандартов (нормативов, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей среды;
* нарушений, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение полезного ископаемого в состояние, не пригодное для эксплуатации;
* нарушения права собственности на геологическую и иную информацию о недрах либо ее конфиденциальности;
* самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;
* необеспечения сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами;
* уничтожения или повреждения наблюдательных скважин подземных вод, а также маркшейдерских и геодезических знаков;
* систематического нарушения порядка внесения платежей при пользовании недрами;
* невыполнения требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды, а также требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации;
* неприведения участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
* если при выявлении в процессе пользования недрами объектов, представляющих интерес для науки и культуры, работы на данной площади не приостанавливаются, и орган, выдавший специальное разрешение, не уведомляется об этом..
Запрещается любая деятельность в сфере недропользования, противоречащая настоящему Закону.
Статья 47. Разрешение споров
Споры по вопросам пользования недрами разрешаются соответствующими органами исполнительной власти и судами в порядке, установленном законодательством.
Статья 48. Возмещение причиненного вреда
Вред, причиненный пользователю недр в результате деятельности предприятий, организаций, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условий, частично или полностью исключающих возможность пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств предприятий, организаций, должностных лиц и граждан.
Вред, причиненный государству в результате деятельности пользователя недр, виновного в выборочной отработке богатых участков месторождений полезных ископаемых, а также иных действиях, которые привели к порче месторождения или созданию условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств пользователя недр.
Размер причиненного вреда и порядок его возмещения определяются судом.
По соглашению сторон возмещение ущерба может быть заменено проведением работ по восстановлению нарушенных природных свойств недр.

Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения произведенных затрат.
Президент Азербайджанской Республики
Гейдар Алиев.
г. Баку, 13 февраля 1998 г.
№ 439-IG.
О недрах

(c) Qanun.tk 2



Новости сайта:
12.05.02 Заработал в тестовом режиме поиск по сайту
08.05.02 Заработал новый Форум в тестовом режиме
02.05.02 Очередная смена дизайна сайта, добавлены новые функции
10.04.02 Сайт сменил дизайн
10.04.02 добавились версии на английском и азербайджанском языках
10.04.02 Новый раздел на сайте правовые Статьи
31.03.02 Офицальное открытие сайта
Законодательство Азербайджанской Республики
Designed by Stracker © 2010
All rights reserved

Положения о Центре Ататюрка в Азербайджане
www.zewo.ru