![]() |
|||||||||||||
![]() |
|||||||||||||
|
|||||||||||||
![]() |
Законодательство Азербайджанской
Республики
|
![]() |
|||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() |
|||||||||||||
![]() |
Закон Азербайджанской РеспубликиО гидрометеорологической деятельностиНастоящий Закон определяет правовые основы ведения наблюдений, исследований и работ активного воздействия на атмосферные процессы, разработки, использования и охраны сведений по гидрометеорологии и мониторингу природной среды в Азербайджанской Республике. Глава I. Общие положения Статья 1. Основные понятия Понятия, используемые в настоящем Законе, имеют следующие значения: * гидрометеорологическая деятельность - работы и услуги, связанные с ведением наблюдений, исследований и работ активного воздействия на атмосферные процессы, сбором, анализом, разработкой, хранением, передачей и научно-техническим обеспечением данных по метеорологии, авиаметеорологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, климатологии и мониторингу природной среды; * национальная система по гидрометеорологии - совокупность предприятий, учреждений и организаций, действующих на территории Азербайджанской Республики, ведущих наблюдения и исследования, разрабатывающих сведения по гидрометеорологии и мониторингу природной среды и осуществляющих государственный контроль за гидрометеорологической деятельностью; * мониторинг природной среды - система регулярных наблюдений и исследований, определяющих химический состав, степень загрязнения, радиоактивность, гидробиологические особенности, физические свойства воздушной, водной, почвенной среды в целях оценки и прогнозирования состояния этой среды. * сеть наблюдения - совокупность центров, обсерваторий, станций, исследовательских кораблей, лабораторий, средств измерения, технических комплексов и иных наблюдательных пунктов по метеорологии, авиаметеорологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, климатологии и мониторингу природной среды; * государственный фонд данных Азербайджанской Республики по гидрометеорологии и мониторингу природной среды - собрание сведений национальной государственной гидрометеорологической системы, международной и космической метеорологической систем по метеорологии, авиаметеорологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, климатологии и мониторингу природной среды; * сведения о гидрометеорологических явлениях и степени экстремальной загрязненности природной среды, способных порождать катастрофы - фактические данные и сведения прогнозного характера о чрезвычайных происшествиях, возникающих в атмосфере, на земной поверхности и водных объектах, и о высокой загрязненности природной среды; * сведения специального назначения -данные о гидрометеорологии и загрязнении природной среды, разрабатываемые в соответствии с потребностями потребителей; * целевые гидрометеорологические работы - наблюдения, исследования и разработанные данные по гидрометеорологии и загрязнению природной среды, ведущиеся согласно заказу юридических и физических лиц; * работы по активному воздействию на атмосферные процессы - борьба техническим средствами против града, искусственное дождевание и иные меры борьбы с опасными природными процессами. Статья 2. Законодательство Азербайджанской Республики о гидрометеорологической деятельности Законодательство Азербайджанской Республики о гидрометеорологической деятельности состоит из настоящего Закона и иных принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов. Возникающие в связи с гидрометеорологической деятельностью водные, земельные, имущественные, природоохранные и прочие отношения регулируются наряду с настоящим Законом и иными соответствующими законодательными актами Азербайджанской Республики. Статья 3. Объекты и субъекты правовых отношений в области гидрометеорологической деятельности Объектами правовых отношений в области гидрометеорологической деятельности являются: * воздушное пространство над Азербайджанской Республикой; * почвенный и растительный покров, находящийся на территории Азербайджанской Республики; * внутренние воды Азербайджанской Республики и акватория Каспийского моря (озера). Субъектами правовых отношений в области гидрометеорологической деятельности являются Азербайджанская Республика, Нахчыванская Автономная Республика, муниципалитеты, производители и потребители сведений по гидрометеорологии и мониторингу природной среды. В правовых отношениях в области гидрометеорологической деятельности участвуют от имени Азербайджанской Республики и Нахчыванской Автономной Республики в пределах своих полномочий соответствующие органы исполнительной власти. Муниципалитеты участвуют в правовых отношениях в области гидрометеорологической деятельности в пределах полномочий, предоставленных им законодательными актами, определяющими их статус. Производители и потребители сведений по гидрометеорологии и мониторингу природной среды участвуют в правовых отношениях в области гидрометеорологической деятельности в предусмотренном законодательством Азербайджанской Республики порядке в целях осуществления предпринимательской деятельности и удовлетворения своих потребностей. Статья 4. Производители и потребители сведений по гидрометеорологии и мониторингу природной среды Юридические лица независимо от формы собственности, граждане Азербайджанской Республики и иностранных государств и лица без гражданства (далее - юридические и физические лица), занимающиеся гидрометеорологической деятельностью в порядке, установленном законодательством Азербайджанской Республики, являются производителями сведений по гидрометеорологии и мониторингу природной среды. Заказчики и пользователи сведениями по гидрометеорологии и мониторингу природной среды являются потребителями этих сведений. Условия разработки, приобретения, использования сведений по гидрометеорологии и мониторингу природной среды, взаимные права и обязанности сторон определяются на основании договоров, заключаемых между производителями и потребителями. Статья 5. Учет физических лиц и государственная регистрация юридических лиц, занимающихся гидрометеорологической деятельностью Учет физических лиц и государственная регистрация юридических лиц, занимающихся гидрометеорологической деятельностью, осуществляется в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики. Глава II. Управление в области гидрометеорологической деятельности Статья 6. Обязанности государства в области гидрометеорологии Обязанности государства в области гидрометеорологии: * организовать ведение наблюдений и исследований, разработку сведений по гидрометеорологии и загрязнению природной среды в чрезвычайных случаях, возникающих в результате стихийных бедствий, техногенных катастроф и искусственных воздействий, и передачу их в соответствующие органы; * организовать разработку оперативных прогнозов и оповещение соответствующих органов о начале, усилении и продолжительности опасных гидрометеорологических явлений; * обеспечить соответствующие государственные органы, население, средства массовой информации и отдельные отрасли экономики режимными, опросными, фактическими и прогнозными сведениями, предупреждением об ожидаемых опасных природных явлениях и о высокой степени и опасности загрязнения природной среды; * осуществлять метеорологическое обеспечение гражданской и военной авиации; * осуществлять работы по активному воздействию на атмосферные процессы, защиту государственной наблюдательной сети; * определять состояние и развитие происходящих в атмосфере природных, техногенных, физических, химических процессов природных метеорологических явлений, организовать изучение влияния этих процессов на почву, воду, живые организмы и окружающую среду; * организовать ведение актинометрических и агрометеорологических наблюдений для изучения радиационного баланса земной поверхности, определения степени прозрачности атмосферы, аэрологических и озонометрических измерений для определения влияния метеорологических условий на развитие сельскохозяйственных культур; * обеспечивать сбор, анализ, обобщение и хранение сведений по метеорологии, агрометеорологии и солнечной радиации; * организовать изучение режима, состояния водных ресурсов Каспийского моря (озера), рек, озер, водоемов, прочих водных объектов, обеспечивать государственные органы, средства массовой информации, хозяйственные субъекты, население сведениями и предупреждениями о предстоящих опасных явлениях (разливы, сели, затопление, штормы и т.п.); * организовать ведение наблюдений и исследований физического и химического состава, степени загрязненности атмосферы, водных объектов, почвы; * осуществлять иные обязанности, предусмотренные законодательством. Статья 7. Государственная гидрометеорологическая служба Государственная гидрометеорологическая служба в Азербайджанской Республике состоит из осуществления, управления гидрометеорологической деятельностью и государственного контроля за видами этой деятельности. Государственная гидрометеорологическая служба осуществляется соответствующим органом исполнительной власти. Глава III. Государственное регулирование гидрометеорологической деятельности Статья 8. Государственное регулирование в области гидрометеорологии Государственное регулирование в области гидрометеорологии состоит из: * осуществления государственной политики в области гидрометеорологии и мониторинга природной среды; * контроля за соблюдением нормативно-технических документов по гидрометеорологической деятельности; * утверждения нормативно-технических документов, проектов, норм и инструкций по гидрометеорологической деятельности; * организации национальной гидрометеорологической системы по созданию и развитию научно-технической базы гидрометеорологии и мониторинга природной среды, ведению наблюдений и исследований, сбору, анализу, хранению и использованию сведений и обеспечения ее непрерывной работы; * ведения учета сетей гидрометеорологических наблюдений, координирования и развития их деятельности; * создания государственного фонда данных Азербайджанской Республики по гидрометеорологии и мониторингу природной среды и обеспечения его сохранности; * защиты интересов Азербайджанской Республики в области гидрометеорологии и мониторинга природной среды в международных организациях; * осуществления разработки систем учета и отчетности в области гидрометеорологической деятельности и сертификации гидрометеорологических сведений; * контроля за ведением методов наблюдений, расчетов, прогнозов по единой системе, их сертификацией и метрологической обеспеченностью. Статья 9. Основные принципы гидрометеорологической деятельности Гидрометеорологическая деятельность, осуществляемая юридическими и физическими лицами независимо от формы собственности и организационно-юридической формы, основывается на следующих принципах: * глобальность, последовательность, комплексность и непрерывность наблюдений; * идентичность технологических процессов при ведении наблюдений и исследований, сборе, анализе, обобщении, хранении и передаче сведений; * необходимость государственного контроля над гидрометеорологической деятельностью; * координирование и согласование гидрометеорологической деятельности с национальными и международными гидрометеорологическими системами и сетями; * обеспечение защиты государственных интересов в осуществлении гидрометеорологической деятельности и в использовании сведений. Статья 10. Формы и виды гидрометеорологической деятельности Гидрометеорологическая деятельность в Азербайджанской Республике осуществляется в форме ведения наблюдений и исследований, разработки и передачи сведений. Виды гидрометеорологической деятельности: * метеорологические, агрометеорологические, аэрологические, актинометрические наблюдения и наблюдение теплового баланса; * гидрологические, морские гидрометеорологические наблюдения и исследования; * наблюдения за загрязнением атмосферы, поверхностных вод, почвенного и растительного покровов; * озонометрические, радиометрические и метеорологические радиолокационные наблюдения; * мониторинг фонового состояния природной среды; * иные виды деятельности, определяемые законодательством. Гидрометеорологическая деятельность в зависимости от значения состоит из наблюдений и сведений, относящихся к категориям ограниченной и открытой информации. Наблюдения и сведения, относящиеся к категории ограниченной информации, ведутся и разрабатываются соответствующими органами исполнительной власти. Наблюдения и сведения, относящиеся к категории открытой информации, осуществляются и разрабатываются юридическими и физическими лицами, занимающимися гидрометеорологической деятельностью в порядке, установленном законодательством. Ведение наблюдений, разработка и использование сведений, относящихся к категориям ограниченной и открытой информации, осуществляются по правилам, определяемым инструкциями, утверждаемыми соответствующим органом исполнительной власти. Статья 11. Правила осуществления гидрометеорологической деятельности Гидрометеорологическая деятельность осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Азербайджанской Республики. Виды гидрометеорологической деятельности, требующие особого разрешения, определяются соответствующим органом исполнительной власти. Статья 12. Нормативно-технические документы по гидрометеорологической деятельности Нормативно-технические документы по гидрометеорологической деятельности определяют нормативно-технические требования, нормы и правила ведения наблюдений, исследований по метеорологии, авиаметеорологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, климатологии, мониторингу природной среды и работ по активному воздействию на атмосферные процессы, сбора, анализа, разработки и использования сведений. Соблюдение требований нормативно-технических документов по гидрометеорологической деятельности является обязательным для производителей и потребителей всех сведений по гидрометеорологии и мониторингу природной среды. Нормативно-технические документы по гидрометеорологической деятельности являются основанием для ведения наблюдений, разработки сведений, экспертизы и разрешения спорных вопросов. Нормативно-технические документы по гидрометеорологической деятельности утверждаются соответствующими органами исполнительной власти. Статья 13. Метрологическое обеспечение гидрометеорологической деятельности Формат, метрологическое и терминологическое обеспечение сведений по гидрометеорологии и мониторингу природной среды ведутся по единым измерениям. Проверка средств измерения по гидрометеорологии и мониторингу природной среды и сертификации сведений осуществляются соответствующими органами исполнительной власти. Статья 14. Ведение наблюдений по гидрометеорологии и загрязнению природной среды Наблюдения и исследования по гидрометеорологии и загрязнению природной среды ведутся по процессам, происходящим в атмосфере, на поверхности земли и водных объектах, все явления и метеорологические элементы берутся на учет. Ведение наблюдений и исследований по гидрометеорологии и загрязнению природной среды и учет явлений осуществляются гидрометеорологическими станциями, аэро- и космическими центрами, иными наблюдательными пунктами. Наблюдения и исследования по гидрометеорологии и загрязнению природной среды, учет метеорологических явлений осуществляются в соответствии с инструкциями, утвержденными в порядке, установленном соответствующим органом исполнительной власти. Статья 15. Сведения по гидрометеорологии и мониторингу природной среды Прогнозы, заключения, справки, опросные сведения, карты и бюллетени, разрабатываемые в результате анализа наблюдений и исследований по гидрометеорологии и загрязнению природной среды, считаются сведениями по гидрометеорологии и мониторингу природной среды. Сведения по гидрометеорологии и мониторингу природной среды бывают оперативными и общего назначения. Виды оперативных сведений и сведений общего назначения определяются соответствующим органом исполнительной власти. Статья 16. Регистрация сведений по гидрометеорологии и мониторингу природной среды Регистрация сведений по гидрометеорологии и мониторингу природной среды осуществляется в целях ведения учета результатов процессов, происходящих в атмосфере, на поверхности земли и водных объектах, контроля за источниками и правильностью разрабатываемых сведений. Регистрация сведений по гидрометеорологии и мониторингу природной среды ведется по единой системе в порядке, установленном инструкциями, утвержденными соответствующим органом исполнительной власти. По зарегистрированным сведениям по гидрометеорологии и мониторингу природной среды в порядке, установленном соответствующим органом исполнительной власти, выдается сертификат об их источниках. Производители сведений по гидрометеорологии и мониторингу природной среды, а также иные юридические и физические лица независимо от формы собственности и организационно-правовой формы должны срочно представить приобретенные ими сведения об опасных и особо опасных гидрометеорологических явлениях, об экстремальном загрязнении природной среды в соответствующий орган исполнительной власти. Статья 17. Использование сведений по гидрометеорологии и мониторингу природной среды В Азербайджанской Республике могут быть использованы сведения по гидрометеорологии и мониторингу природной среды, зарегистрированные в установленном порядке и имеющие сертификаты об источнике и качестве. Использование сведений по гидрометеорологии и мониторингу природной среды бывает бесплатным и платным. Бесплатные сведения передаются соответствующим государственным органам, средствам массовой информации, используются для удовлетворения потребностей производителей и государственных научно-исследовательских и учебных заведений. Платные сведения разрабатываются, передаются и используются по заказу потребителей на основании договоров, заключаемых между сторонами. Виды бесплатных и платных сведений определяются соответствующим органом исполнительной власти. Глава VI. Охрана сведений по гидрометеорологии и мониторингу природной среды Статья 18. Государственный контроль над гидрометеорологической деятельностью Государственный контроль над гидрометеорологической деятельностью ведется по следующим направлениям: * контроль за соблюдением нормативно-технических документов по гидрометеорологической деятельности; * регистрация сведений по гидрометеорологии и мониторингу природной среды и учет наблюдательных сетей; * использование и охрана государственного фонда данных Азербайджанской Республики по гидрометеорологии и мониторингу природной среды; * метеорологическое обеспечение гражданской и военной авиации; * осуществление работ по активному воздействию на атмосферные процессы; * охрана государственной гидрометеорологической сети. Государственный контроль над гидрометеорологической деятельностью осуществляется в соответствии с положением, утвержденным соответствующим органом исполнительной власти. Статья 19. Государственный фонд данных Азербайджанской Республики по гидрометеорологии и мониторингу природной среды Государственный фонд данных Азербайджанской Республики по гидрометеорологии и мониторингу природной среды состоит из фондов государственных и управленческих данных. В фонде государственных данных собираются сведения, приобретающие общегосударственное и межотраслевое значение и относящиеся к категориям ограниченной и открытой информации. Государственный фонд данных находится в распоряжении соответствующего органа исполнительной власти. В управленческом фонде данных собираются сведения специального назначения, целевые и относящиеся к категории открытой информации. Управленческие фонды данных находятся в распоряжении предприятий, учреждений и организаций. Создание, использование и охрана государственного фонда данных Азербайджанской Республики по гидрометеорологии и мониторингу природной среды осуществляется в соответствии с положением, утвержденным соответствующим органом исполнительной власти. Передача материалов иным лицам и снятие копий с материалов государственного фонда данных Азербайджанской Республики по гидрометеорологии и мониторингу природной среды допускается с согласия распорядителей фондов. Производители сведений по гидрометеорологии и мониторингу природной среды независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, сохраняя права авторства и собственности, обязаны передать один экземпляр разработанных материалов в государственный фонд данных Азербайджанской Республики по гидрометеорологии и мониторингу природной среды для служебного пользования. Результаты опытов научно-исследовательского назначения и краткосрочных научных опытов по гидрометеорологии и мониторингу природной среды в государственный фонд данных Азербайджанской Республики по гидрометеорологии и мониторингу природной среды не передаются. Статья 20. Охрана гидрометеорологических наблюдательных сетей Размещенные на территории Азербайджанской Республики центры, обсерватории, станции, исследовательские корабли, лаборатории, измерительные средства, технические комплексы и иные наблюдательные пункты по гидрометеорологии и мониторингу природной среды охраняются государством. Гидрометеорологические сети наблюдения независимо от форм собственности и организационно-правовой формы принимаются на учет в соответствующем органе исполнительной власти. Перенос, перемещение, сооружение новых и прекращение деятельности наблюдательных сетей могут быть осуществлены с разрешения соответствующих органов исполнительной власти. Использование в иных целях технических комплексов, осуществляющих активное воздействие на атмосферные процессы, допускается лишь с разрешения соответствующего органа исполнительной власти. Выделение земельных участков и водных акваторий для наблюдательных сетей регулируется земельным и водным законодательством Азербайджанской Республики. Для правильного определения закономерностей природной среды вокруг наблюдательных сетей выделяются охранные зоны и запрещается ведение в этих зонах хозяйственной деятельности. Собственники и пользователи земельных участков и водных объектов, на территориях которых размещены обсерватории, станции, иные наблюдательные пункты, должны обеспечивать неприкосновенность этих пунктов и средств измерения, сообщать о их порче или уничтожении в соответствующий орган исполнительной власти, создавать необходимые условия на пунктах для ведения гидрометеорологических работ. Правила использования и охраны гидрометеорологических наблюдательных сетей определяются на основании инструкций, утвержденных соответствующим органом исполнительной власти. Статья 21. Защита авторских прав на сведения по гидрометеорологии и мониторингу природной среды Авторское право на сведения по гидрометеорологии и мониторингу защищается в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики Статья 22. Охрана прав собственности на сведения по гидрометеорологии и мониторингу природной среды Сведения государственной гидрометеорологической системы, государственная наблюдательная сеть, государственный фонд данных по гидрометеорологии и мониторингу природной среды являются государственной собственностью Азербайджанской Республики Сведения по гидрометеорологии и мониторингу природной среды, разрабатываемые по заказу соответствующих органов исполнительной власти, муниципалитетов, юридических и физических лиц, наблюдательные сети, а также фонды управленческих данных являются собственностью указанных лиц. Права собственности на сведения по гидрометеорологии и мониторингу природной среды и на наблюдательные сети охраняются в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики. Глава V. Экономическое регулирование гидрометеорологической деятельности Статья 23. Финансирование гидрометеорологической деятельности Работы по гидрометеорологии и мониторингу природной среды, осуществляемые по государственному заказу, оплата расходов, возникающих из международных обязательств Азербайджанской Республики, а также государственный контроль над гидрометеорологической деятельностью финансируются из бюджета Азербайджанской Республики. Гидрометеорологические работы специального назначения и целевые работы по заказу муниципалитетов, юридических и физических лиц финансируются их заказчиками. Гидрометеорологическая деятельность может быть финансирована и за счет юридических и физических лиц, иностранных инвестиций и помощи международных организаций. Научное обеспечение работ по гидрометеорологии и мониторингу осуществляется соответствующими научно-исследовательскими и специализированными учебными заведениями, финансируется на основании целевых программ за счет средств государственного бюджета и внебюджетных платежей. Статья 24. Плата за использование сведений по гидрометеорологии и мониторингу природной среды Плата за использование сведений по гидрометеорологии и мониторингу природной среды взимается за следующие работы: * отбор сведений, снятие копий и передача в пользование; * пользование государственным фондом данных Азербайджанской Республики по гидрометеорологии и мониторингу природной среды; * пользование услугами гидрометеорологической наблюдательной сети; * прочие работы, определяемые законодательством. Средства, получаемые за использование сведений по гидрометеорологии и мониторингу природной среды направляются на развитие отрасли. Ставки и порядок оплаты за использование сведений по гидрометеорологии и мониторингу природной среды определяются соответствующим органом исполнительной власти. Глава VI. Международное сотрудничество в области гидрометеорологической деятельности Статья 25. Международное сотрудничество Национальная гидрометеорологическая система Азербайджанской Республики действует в условиях постоянного сотрудничества с международной гидрометеорологической сетью. Национальная гидрометеорологическая система Азербайджанской Республики участвует в создании и развитии глобальной и территориальной гидрометеорологических систем, ведет обмен сведениями по гидрометеорологии и мониторингу природной среды. Международное сотрудничество в области гидрометеорологической деятельности и обмен сведениями осуществляются на основе международных договоров и соглашений Азербайджанской Республики. Статья 26. Выполнение международных заказов по гидрометеорологической деятельности Заказ юридических лиц и граждан Азербайджанской Республики соответствующим органам зарубежных государств на ведение наблюдений и исследований и разработку сведений по гидрометеорологии и загрязнению природной среды осуществляется на основе договоров с соблюдением требований законодательства Азербайджанской Республики. Заказы юридических лиц зарубежных государств, иностранцев, лиц без гражданства соответствующим органам Азербайджанской Республики на ведение наблюдений, исследований и разработку сведений по гидрометеорологии и загрязнению природной среды осуществляются на основе договоров с соблюдением требований законодательства Азербайджанской Республики. Международные заказы по гидрометеорологической деятельности осуществляются в соответствии с международными стандартами, методами и нормами. Статья 27. Международные договоры Если правила по гидрометеорологической деятельности, определяемые межгосударственными договорами, признанными Азербайджанской Республикой, отличаются от правил, предусмотренных в настоящем Законе, то применяются правила международных договоров. Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о гидрометеорологической деятельности и разрешение споров Статья 28. Недействительность сделок, заключенных в нарушение законодательства о гидрометеорологической деятельности Сделки, заключенные в нарушение требований законодательства о гидрометеорологической деятельности, не действительны. Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства о гидрометеорологической деятельности Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о гидрометеорологической деятельности, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Азербайджанской Республики. Статья 30. Разрешение споров Спорные вопросы, связанные с ведением наблюдений и исследований по гидрометеорологии и загрязнению природной среды, разработкой, использованием и охраной сведений, разрешаются в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики в судебном порядке. Президент Азербайджанской Республики Гейдар Алиев. город Баку, 17 апреля 1998 года № 485-IГ. О гидрометеорологической деятельности (c) Qanun.tk 2 |
![]() |
|
||||||||||
![]() |
|||||||||||||
Designed by Stracker © 2010 All rights reserved Положения о Центре Ататюрка в Азербайджане |
|||||||||||||
www.zewo.ru | |||||||||||||
![]() |