Азербайджанская версия сайта Английская версия сайта
Поиск по сайту
Законы Указы Разделы
 
Законодательство Азербайджанской Республики

Закон Азербайджанской Республики

О производственных и бытовых отходах
Настоящий Закон определяет политику государства в области охраны окружающей среды от образующихся в Азербайджанской Республике в результате деятельности человека производственных и бытовых отходов (далее - отходов) в форме веществ и предметов, снижения опасности воздействия данных отходов, обеспечения экологического равновесия в природе, использования отходов в качестве вторичного сырья, регулирует отношения, связанные с отходами, за исключением вредных газов, загрязненных вод и радиоактивных отходов.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Понятия, используемые в настоящем Законе, имеют следующие значения:
* производственные отходы - вещества, предметы и материалы, образующиеся в процессе производства, в сельском хозяйстве, в сфере обслуживания и непригодные к использованию на месте образования, а также полностью или частично утратившие первичные потребительские свойства;
* бытовые отходы (твердые бытовые отходы) - предметы, вещества и материалы, образующиеся в местах проживания населения в результате его жизнедеятельности;
* опасные отходы - отходы, содержащие в своем составе токсичные, инфекционные, взрывчатые и способные к высоким реакциям и возгоранию вещества, имеющие опасные свойства, создающие потенциальную или же непосредственную опасность для жизни населения и окружающей среды;
* безопасные отходы - отходы, не оказывающие непосредственно вредного влияния на окружающую среду;
* вторичное сырье - отходы, пригодные для повторного использования и с этой целью собранные (подготовленные) в процессе производства продукции и энергии и обслуживания;
* непригодные отходы - отходы с ограниченными свойствами использования, неэффективные с экономической точки зрения для повторного использования;
* переработка отходов - целенаправленная деятельность, состоящая из процесса сбора, сохранения, сортировки, перевозки и обезвреживания отходов;
* размещение отходов - деятельность по сохранению или захоронению отходов;
* обезвреживание отходов - переработка отходов на специальных установках (в том числе их сожжение) или же захоронение с целью снижения влияния на окружающую среду и здоровье человека.
Статья 2. Законодательство Азербайджанской Республики об отходах
Законодательство Азербайджанской Республики об отходах состоит из настоящего Закона, других соответствующих законодательных актов Азербайджанской Республики и международных соглашений, поддерживаемых Азербайджанской Республикой.
Статья 3. Сфера применения Закона
Настоящий Закон в Азербайджанской Республике распространяется на всех юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность по отходам и в результате деятельности которых появляются отходы.
Статья 4. Принципы государственной политики в вопросах использования отходов
Принципы государственной политики в вопросах использования отходов следующие:
* охрана здоровья населения и экологического равновесия окружающей среды;
* обоснование с научной точки зрения обеспечения экономической заинтересованности и экологического равновесия;
* создание предприятий, работающих с отходами, и с этой целью привлечение средств государственных и коммерческих предприятий, а также иностранных инвесторов;
* создание и внедрение технологии с наименьшими отходами;
* использование экономических и других стимулирующих механизмов с целью внедрения отходов в хозяйственный оборот;
* контроль над выполнением требований по охране природы, норм экологического равновесия, гигиенических нормативов и санитарных правил;
* ведение государственного учета на основе классификации и паспортизации отходов;
* предоставление гарантий для получения информации общественными организациями и заинтересованными лицами;
* учитывание общественного мнения при принятии постановлений, защищающих интересы населения;
* социальная защита работников, осуществляющих деятельность по отходам;
* учитывание национальных интересов страны при реализации международного сотрудничества по отходам.
Статья 5. Задачи государственных органов власти в области урегулирования отношений в деятельности по отходам
Задачи государственных органов власти в области урегулирования отношений в деятельности по отходам следующие:
* осуществление политики государства по отходам;
* государственный контроль над подготовкой, утверждением и выполнением законодательных актов и целевых программ;
* обеспечение экономической инициативы в порядке, установленном законодательством для сбора и переработки отходов;
* выделение земельных участков для размещения, переработки и захоронения отходов по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти;
* координирование деятельности предприятий и организаций с целью выявления и повторной переработки отходов;
* обеспечение в деятельности по отходам возмещения ущерба окружающей среде стороной, причинившей вред;
* проведение государственной экологической экспертизы;
* установление правил транстерриториальных перевозок отходов;
* внедрение системы специального разрешения на деятельность по отходам;
* внедрение государственных стандартов, норм и нормативов в деятельности по отходам;
* ведение государственных учетов и отчетов;
* ведение государственного кадастра;
* обеспечение населения сведениями по отходам;
* устранение трагических и несчастных случаев;
* проектирование и строительство объектов для сохранения, использования и обезвреживания отходов;
* обеспечение экономических, социальных и правовых условий с целью полного использования отходов и ограничения условий для их появления;
* обеспечение местными органами самоуправления деятельности по отходам соответственно законодательству;
* осуществление иных задач, предусмотренных законодательством.
Статья 6. Отношения собственности по отходам
Юридические и физические лица считаются собственниками отходов с момента их приема, если в законодательстве не предусмотрено иное.
Собственник обязан организовать использование отходов в качестве вторичного сырья и отправку в другие предприятия для их повторной переработки, вести учет образующихся в процессе производства и вторично используемых отходов и сведения об этом представлять в соответствующие органы исполнительной власти.
Глава II. Требования, предъявляемые к деятельности по отходам
Статья 7. Требования, предъявляемые к проектированию, строительству и реконструкции предприятий, установок и других объектов
Во время проектирования, строительства и реконструкции предприятий, установок и других объектов юридические и физические лица обязаны выполнять стандарты, нормы и нормативы, устанавливаемые для охраны окружающей среды. Они должны получить положительный отзыв соответствующих органов исполнительной власти о проекте и иметь другие документы, регулирующие их деятельность по отходам.
Статья 8. Производственные требования по отходам
Юридические и физические лица в процессе производства обязаны:
* придерживаться стандартов, норм и требований по качеству, предусмотренных для охраны окружающей среды;
* осуществлять деятельность по отходам на основе специального разрешения;
* освоить технологии с наименьшими отходами;
* проводить инвентаризацию отходов, образующихся в процессе производства, представить сведения об этом, а также об обороте отходов в соответствующие органы власти;
* установить производственный контроль над отходами;
* принять меры для предотвращения аварийных ситуаций, но при угрозе возникновения аварийной ситуации, приводящей к нарушениям экологического равновесия, или в случае, если произойдет авария, оповещать о случившемся население и соответствующие органы государственной власти.
Порядок осуществления деятельности, создающей опасные отходы, не подлежащие обезвреживанию, определяется законодательством.
Статья 9. Условия переработки отбросов
В процессе переработки отходов обеспечивается следующее:
* безопасность для окружающей среды технологического процесса, направленного на уменьшение объема отходов, их переработки и обезвреживания;
* недопустимость смешения во время переработки опасных и безопасных отходов, если это не предусмотрено технологией;
* снижение реальной и потенциальной опасности в процессе переработки отходов;
* сбор отходов на местах их образования и хранение их в специально оснащенном с технической точки зрения хранилище, или же хранение их по видам на отведенных для этой цели участках;
* хранение  в пригодном состоянии специальных хранилищ или участков размещения отходов, подлежащих переработке с целью охраны окружающей среды;
* обеспечивается изоляция от окружающей среды непригодных отходов на местах их захоронения и хранения, изыскиваются возможности для их дальнейшего использования;
* организация использования отходов в качестве вторичного сырья на местах их образования или же на предприятиях по переработке;
* реализация биологических, физико-химических, механико-технических, термических и других методов по переработке, обезвреживанию и уменьшению объема отходов.
Статья 10. Требования, предъявляемые к местам переработки отходов
Определение мест для переработки отходов, их проектирование, использование и ликвидация производится на основе соответствующих норм и правил.
При выборе технологии и мест для переработки отходов необходимо учитывать условия, устанавливаемые органами исполнительной власти на основе требований экологической экспертизы о вредных влияниях на здоровье человека и окружающую среду.
В целях определения влияния мест переработки отходов на окружающую среду должен проводиться мониторинг окружающей среды.
На местах переработки отходов должны быть межевые знаки и контрольные входы, обеспечиваться полная безопасность технологических пунктов для окружающей среды. Запрещается размещение и переработка отходов на местах, не предусмотренных для этой цели.
Деятельность предприятий по переработке отходов должна быть направлена на уменьшение объема отходов и их обезвреживание. Данные предприятия осуществляют свою деятельность в порядке, предусмотренном в уставе, и на основе документов, подтверждающих право собственности на отходы.
Предприятия по переработке отходов должны составить план мероприятий по ликвидации аварийных ситуаций, утверждаемый соответствующими органами исполнительной власти.
Статья 11. Требования по размещению отходов
Размещение отходов проводится на основе разрешения соответствующих органов исполнительной власти и согласно требованиям нормативных актов.
При выборе места для строительства объектов с целью размещения и обезвреживания отходов следует провести с разрешения соответствующих органов исполнительной власти специальные исследования (геологические, гидрологические и др.) и при необходимости учитывать общественное мнение.
Запрещается захоронение отходов на территории городов и других населенных пунктов, курортных, лечебно-оздоровительных, лесных и рекреационных зон, на территории размещения подземных вод, водохранилищ с технической и питьевой водой, а также в зонах, где имеются полезные ископаемые и ведутся горнорудные работы.
Места захоронения отходов включаются в государственный реестр захоронения отходов в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти.
Собственники должны проводить мониторинг мест захоронения в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти
Собственники объектов или участков, где размещены отходы, по окончании сроков эксплуатации данных объектов и участков должны проводить необходимые восстановительные работы.
С целью эффективной организации сбора отходов ценные компоненты собираются по видам (отходы пищевые и трикотажных изделий, различные металлы, бумага и др.).
Статья 12. Требования, предъявляемые к очистке населенных пунктов от бытовых отходов
Бытовые отходы с целью обезвреживания должны размещаться в местах, установленных населением. В неустановленных местах сбрасывание, захоронение и хранение отходов запрещается.
Территория, где размещены населенные пункты, должна систематически очищаться от бытовых отходов.
Очистка территории населенных пунктов в соответствии с правилами санитарии, гигиеническими и экологическими нормативами, порядок временного хранения, систематической перевозки и обезвреживания бытовых отходов определяется соответствующими органами исполнительной власти.
Статья 13. Требования, предъявляемые к перевозке отходов
Правила перевозки отходов посредством соответствующих видов транспорта, требования (нормы и правила) к выполнению погрузочно-разгрузочных работ и обеспечению экологической безопасности определяются соответствующими органами исполнительной власти.
Занятые перевозкой лица несут ответственность за безопасность окружающей среды и здоровья людей с момента погрузки отходов на средство транспорта и до их доставки принимающим их юридическим и физическим лицам.
Опасные отходы паспортизуются и перевозятся посредством специальных транспортных средств. Паспорт отходов - это документ, подтверждающий их количество и характер воздействия.
Паспортизация отходов проводится в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти.
Статья 14. Ввоз, вывоз и транзитная перевозка отходов
Ввоз, вывоз и транзитная перевозка отходов претворяется в порядке, установленном законодательством Азербайджанской Республики.
Запрещается ввоз на территорию Азербайджанской Республики отходов, не подлежащих безопасной переработке, а также с этой целью их транзитная перевозка, захоронение и обезвреживание.
Глава III. Контроль над деятельностью по отходам
Статья 15. Государственный контроль над деятельностью по отходам
Государственный контроль над деятельностью по отходам производится соответствующими органами исполнительной власти.
Государственный контроль над деятельностью по отходам включает:
* соблюдение требований законодательства юридическими и физическими лицами;
* привлечение к ответственности виновных юридических и физических лиц в порядке, установленном законодательством;
* предъявление иска по возмещению ущерба, нанесенного окружающей среде и здоровью человека в результате нарушений требований законодательства;
* правильность ведения учета и отчетности, проводимых собственниками в связи с отходами;
* выполнение санитарных, гигиенических, антиэпидемических мероприятий и мероприятий по охране природы, соблюдение гигиенических и экологических нормативов;
* претворение в жизнь мероприятий, направленных на ликвидацию результатов катастроф и бедствий;
* анализ существующих процессов производства в связи с отходами, изыскание возможностей для снижения объема отходов и степени их безопасности;
* соблюдение прав населения на получение информации об отходах;
* принятие постановления об ограничении, приостановлении и наложении запрета на деятельность, создающую потенциальную опасность для здоровья людей и окружающей среды;
* контроль над ввозом, вывозом и транзитной перевозкой отходов.
Статья 16. Производственный контроль над отходами
Предприятия и организации, проводящие хозяйственную деятельность по отходам, должны осуществлять в этой области производственный контроль.
Цель производственного контроля заключается в проверке выполнения экологических, санитарных и других требований.
Правила осуществления производственного контроля определяются предприятиями и организациями согласно существующему законодательству.
Статья 17. Общественный контроль над деятельностью по отходам
Общественный контроль над деятельностью по отходам осуществляется общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами (населением) в порядке, установленном законодательством.
Цель общественного контроля над деятельностью по отходам заключается в проверке выполнения требований настоящего Закона государственными органами и муниципалитетами, а также юридическими и физическими лицами.
Глава IV. Экономическое регулирование деятельности по отходам
Статья 18. Экономическое регулирование в сфере деятельности по отходам
Экономическое регулирование деятельности по отходам в сфере сбора, размещения, использования и обезвреживания отходов основывается на принципе оплаты с учетом их объема, степени опасности и нормативов размещения.
Оплата за сбор, размещение, использование и обезвреживание отходов определяется с учетом их объема (массы), вида и других свойств.
Средства, вырученные от платежей юридических и физических лиц, используются для осуществления мероприятий по охране природы.
Формы экономического стимулирования деятельности по отходам и механизм их применения, а также оплата за сбор, размещение, использование и обезвреживание отходов, их объем и порядок распределения осуществляются соответствующими органами исполнительной власти.
Статья 19. Нормативы по отходам
Нормативы, регулирующие степень влияния отходов на окружающую среду и здоровье человека, устанавливаются соответствующими органами исполнительной власти.
Отходы, ставшие объектом ввоза, вывоза и купли-продажи, сертифицируются в порядке, установленном законодательством.
Статья 20. Государственный учет и отчетность по отходам
Юридические и физические лица проводят первичный учет образования, использования, размещения, передачи или продажи отходов другим лицам в порядке и сроки, установленные соответствующими органами исполнительной власти, сдают отчеты об этом в соответствующие государственные органы.
Юридические и физические лица обеспечивают сохранность информации по учету отходов в сроки, установленные законодательством.
Государственный учет и отчетность по отходам подготавливается и ведется по единой системе.
Статья 21. Государственный кадастр отходов
В государственный кадастр отходов входят систематизированные сведения по их учету.
Государственный кадастр отходов отражает систему разделения отходов на классы (разряды), перечень объектов размещения, банковские сведения и технологию переработки отходов.
Ведение государственного кадастра отходов и его содержание определяются соответствующими органами исполнительной власти.
Глава V. Заключительные положения
Статья 22. Международное сотрудничество
Международное сотрудничество в сфере деятельности по отходам осуществляется согласно международным договорам, поддерживаемым Азербайджанской Республикой.
Статья 23. Разрешение спорных вопросов
Спорные вопросы по отходам разрешаются соответствующими органами исполнительной власти и судами в порядке, устанавливаемом законодательством.
Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства по отходам
Согласно законодательству Азербайджанской Республики юридические и физические лица, нарушающие требования законодательства по отходам, несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.
Президент Азербайджанской Республики
Гейдар Алиев.
город Баку, 30 июня 1998 года.
№ 514-IГ.
О производственных и бытовых отходах

(c) Qanun.tk 2



Новости сайта:
12.05.02 Заработал в тестовом режиме поиск по сайту
08.05.02 Заработал новый Форум в тестовом режиме
02.05.02 Очередная смена дизайна сайта, добавлены новые функции
10.04.02 Сайт сменил дизайн
10.04.02 добавились версии на английском и азербайджанском языках
10.04.02 Новый раздел на сайте правовые Статьи
31.03.02 Офицальное открытие сайта
Законодательство Азербайджанской Республики
Designed by Stracker © 2010
All rights reserved

Положения о Центре Ататюрка в Азербайджане
www.zewo.ru