Азербайджанская версия сайта Английская версия сайта
Поиск по сайту
Законы Указы Разделы
 
Законодательство Азербайджанской Республики

Закон Азербайджанской Республики

О ценных бумагах
Настоящий Закон определяет правила выпуска и обращения ценных бумаг в Азербайджанской Республике, регулирует деятельность участников рынка ценных бумаг.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Основные понятия, используемые в настоящем Законе, имеют следующие значения:
"Ценная бумага" - это документ, удостоверяющий имущественные и неимущественные права их владельца и возможности передачи указанных прав, при соблюдении установленной формы и обязательных реквизитов.
Ценные бумаги делятся на эмиссионные и неэмиссионные.
"Эмиссионные ценные бумаги" - это ценные бумаги, которые размещаются отдельными выпусками и, вне зависимости от срока приобретения, имеют в пределах одного выпуска одинаковый объем и сроки реализации прав.
"Неэмиссионные ценные бумаги" - это ценные бумаги, которые не размещаются отдельными выпусками и имеют различные объемы и сроки реализации прав. К неэмиссионным ценным бумагам относятся векселя, чеки, депозитные сертификаты; опционы, варранты, фьючерсы, приватизационные паи и отвечающие данному понятию другие виды ценных бумаг.
"Акция" - эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая право ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивиденда, на участие в управлении акционерным обществом и право на получение части имущества, оставшегося после его ликвидации.
"Облигация" - эмиссионная ценная бумага, подтверждающая право ее владельца на получение от эмитента ее номинальной стоимости в установленный в облигации срок и фиксированный процент от этой стоимости или иной имущественный эквивалент (если это не противоречит законодательству).
"Выпуск ценных бумаг" - совокупность ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающих их владельцам равные права, одинаковые условия эмиссии (первичное размещение) и регистрируемых под одним и тем же государственным регистрационным номером.
"Эмитент" - юридическое лицо, органы исполнительной власти или муниципалитетов, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по реализации закрепленных в них прав.
"Именные эмиссионные ценные бумаги" - ценные бумаги, передача прав по которым и осуществление закрепленных в них прав обязательно требуют идентификации их владельца и доведения до эмитента информации о владельцах в форме реестра владельцев ценных бумаг.
"Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя" - ценные бумаги, передача прав по которым и осуществление закрепленных в них прав не требуют идентификации их владельца.
"Документированная форма эмиссионных ценных бумаг" - форма эмиссионных ценных бумаг, владелец которых устанавливается на основе представления соответствующим образом документированного сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования ценных бумаг, на основе записи на счете депо.
"Недокументированная форма эмиссионных ценных бумаг" - форма эмиссионных ценных бумаг, владелец которых устанавливается на основе записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или на основе записи на счете депо.
"Сертификат эмиссионной ценной бумаги" - документ, удостоверяющий совокупность прав на указанное в сертификате количество выпускаемых ценных бумаг эмитентом или по поручению эмитента - соответствующим депозитарием. Владелец ценной бумаги на основе такого сертификата имеет право потребовать от эмитента выполнения своих обязательств.
"Обращение ценных бумаг" - заключение имущественно-правовых сделок на передачу права собственности на ценные бумаги.
"Размещение эмиссионных ценных бумаг" - отчуждение эмитентом ценных бумаг первичным владельцам путем заключения имущественно-правовых сделок.
"Профессиональные участники рынка ценных бумаг" - юридические и физические лица, действующие на рынке ценных бумаг на основе специального соглашения в соответствии с законодательством.
"Номер государственной регистрации" - цифровой (буквенный, знаковый) код, идентифицирующий конкретный выпуск эмиссионных ценных бумаг.
Статья 2. Законодательство о ценных бумагах
Отношения, связанные с ценными бумагами, строятся на настоящем Законе, иных нормативно-правовых актах Азербайджанской Республики и международных договорах, участником которых является Азербайджанская Республика.
Глава II. Регулирование рынка ценных бумаг
Статья 3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
1. Государственное регулирование рынка ценных бумаг предполагает:
1.1 определение обязательных требований, предъявляемых к эмитентам, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и к его стандартам.
1.2 осуществление контроля за регистрацией выпуска ценных бумаг и эмиссионных проспектов, а также за соблюдением эмитентами предусмотренных в них условий и обязательств;
1.3 использование специальной системы соглашений, касающихся деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, и осуществление контроля за этой деятельностью;
1.4 защиту прав владельцев ценных бумаг и создание системы контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
1.5 определение правил осуществления профессиональной деятельности по ценным бумагам;
1.6. определение обязательных требований к операциям по ценным бумагам, установление норм открытого размещения ценных бумаг, их обращения, котировки (оценки), листинга и делистинга, расчетно-депозитарной деятельности;
1.7 осуществление контроля за соблюдением эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований законодательства Азербайджанской Республики;
1.8 определение обязательных требований, предъявляемых к ведению государственного реестра ценных бумаг, зарегистрированных в Азербайджанской Республике;
1.9 утверждение стандартов проспектов эмиссии ценных бумаг, эмитентов, в том числе иностранных, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Азербайджанской Республики, а также правила регистрации эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии;
1.10 установление правил деятельности саморегулирующихся организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;
1.11 обеспечение создания на рынке ценных бумаг открытой для всех информационной системы;
1.12 определение в соответствии с законодательством правил о рекламе на рынке ценных бумаг;
1.13 осуществление контроля по защите прав и законных интересов акционеров (инвесторов);
1.14 определение норм и правил участия юридических и физических лиц зарубежных стран на рынке ценных бумаг Азербайджанской Республики.
2. Государственное регулирование отношений на рынке ценных бумаг осуществляется соответствующим органом исполнительной власти.
Статья 4. Саморегулирующиеся организации профессиональных участников рынка ценных бумаг
1. Добровольное объединение, союз, ассоциация и т.п. профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с настоящим Законом и строящее свою деятельность на основе некоммерческих принципов, называется саморегулирующейся организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг (в дальнейшем - саморегулирующаяся организация).
2. Саморегулирующаяся организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг в целях обеспечения условий для своей профессиональной деятельности, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов других клиентов владельцев ценных бумаг и профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулирующейся организации, а также в целях участия в определении на основе законодательства правил и стандартов ведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.
3. Все доходы саморегулирующейся организации используются ею только для выполнения уставных обязанностей и не распределяются между ее членами.
4. Саморегулирующаяся организация, в соответствии с требованиями осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами, определяет для своих членов утверждаемые соответствующим органом исполнительной власти правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и контролирует соблюдение этих правил.
5. Соответствующий орган исполнительной власти контролирует деятельность саморегулирующейся организации.
Глава III. Порядок регистрации, выпуска и обращения ценных бумаг
Статья 5. Основы регистрации и обращения ценных бумаг
1. На территории Азербайджанской Республики порядок регистрации, выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг определяется в соответствии с настоящим Законом и принятыми соответственно ему нормативно-правовыми актами.
2. Правила регистрации, выпуска и обращения неэмиссионных ценных бумаг определяются нормативно-правовыми актами Азербайджанской Республики.
3. Правила выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг, условия их размещения и обращения определяются соответствующим органом исполнительной власти.
4. Для первичного размещения и обращения ценных бумаг на территории Азербайджанской Республики государственная пошлина не взимается. При регистрации проспекта эмиссии (за исключением случаев регистрации в порядке приватизации) государственная пошлина взимается. Ее сумма и порядок уплаты определяются соответствующим органом исполнительной власти соответственно законодательству.
5. Обращение в Азербайджанской Республике ценных бумаг иностранных эмитентов регулируется соответствующим органом исполнительной власти.
6. Размещение за пределами Азербайджанской Республики ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными на территории Азербайджанской Республики, осуществляется на основе решения соответствующего органа исполнительной власти с учетом межгосударственных договоров.
Статья 6. Правила регистрации эмиссионных ценных бумаг
1. Эмитент приобретает право выпуска эмиссионных ценных бумаг с момента их государственной регистрации.
2. Регистрация эмиссионных ценных бумаг осуществляется соответствующими органами исполнительной власти.
3. Для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент должен представить следующие документы:
3.1. заявление о регистрации;
3.2. копию решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
3.3. проспект эмиссии (если регистрация ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии);
3.4. копии учредительных документов (при эмиссии акций для создания акционерного общества).
4. Эмитент и должностные лица его органов управления несут ответственность за полноту и достоверность информации, имеющейся в проспекте эмиссии и внутренних документах, в установленном законодательством Азербайджанской Республики порядке.
5. Государственная регистрация (или обоснованный отказ от нее) должна быть осуществлена в течение 15 дней со дня получения документов, указанных в настоящей статье.
6. Соответствующий орган исполнительной власти на основании информации органов государственной регистрации ведет единый государственный реестр зарегистрированных в Азербайджанской Республике ценных бумаг.
7. Должностные лица эмитента, принявшие решение о выпуске в обращение ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Азербайджанской Республики.
Статья 7. Основания для отказа в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг
1. Основаниями для отказа в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг являются:
1.1. несоответствие представленных документов и содержания имеющейся в них информации требованиям настоящего Закона;
1.2. включение в проспект эмиссии или в решение о выпуске ценных бумаг (в другие документы, служащие основанием для регистрации ценных бумаг) неточных или искаженных сведений;
1.3. неполное распространение ценных бумаг предыдущего выпуска;
1.4. нарушение эмитентом других требований законодательства Азербайджанской Республики.
2. Решение об отказе в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспекта эмиссии может быть обжаловано в судебном порядке.
Статья 8. Форма выпуска эмиссионных ценных бумаг и форма обеспечения закрепленных за ними прав
1. Эмиссионные ценные бумаги могут быть выпущены в одной из следующих ниже форм:
1.1. именных ценных бумаг в документированной форме (именные документированные ценные бумаги);
1.2. именных ценных бумаг в недокументированной форме (именные недокументированные ценные бумаги);
1.3. ценных бумаг на предъявителя в документированной форме (документированные ценные бумаги на предъявителя).
2. Выбранная эмитентом форма ценной бумаги должна быть однозначно определена в его учредительных документах и (или) в решении о выпуске ценных бумаг и в проспекте эмиссии ценных бумаг.
3. При выпуске эмиссионных ценных бумаг в документированной форме их владельцам для всех приобретенных ими ценных бумаг может быть выдан один сертификат, отражающий их общее количество, категорию и номинальную стоимость.
4. При документированной форме эмиссионных ценных бумаг сертификат и решение о выпуске ценных бумаг являются документами, подтверждающими права, закрепленные ценными бумагами.
5. При недокументированной форме эмиссионных ценных бумаг решение о выпуске ценных бумаг является документом, подтверждающим права, закрепленные ценными бумагами.
6. Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут быть выпущены только в документированной форме.
7. Обязательные реквизиты сертификата эмиссионных ценных бумаг определяются соответствующим органом исполнительной власти.
8. Обязательным реквизитом именной эмиссионной ценной бумаги является наименование его владельца.
9. Требования, предъявляемые к ценным бумагам и правила регулирования деятельности организаций, печатающих ценные бумаги, определяются соответствующим органом исполнительной власти.
Статья 9. Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг
1. Решение о первичном выпуске ценных бумаг принимается учредителями, о повторном выпуске - общим собранием эмитента.
2. В решении о первичном выпуске ценных бумаг должно быть указано следующее:
2.1. полное наименование и юридический адрес эмитента;
2.2. дата принятия решения о выпуске ценных бумаг;
2.3. наименование уполномоченного органа эмитента, принявшего решение о выпуске;
2.4. вид эмиссионных ценных бумаг;
2.5. порядок размещения эмиссионных ценных бумаг;
2.6. права владельца, закрепленные одной ценной бумагой;
2.7. обязательства эмитента перед владельцем эмиссионных ценных бумаг;
2.8. количество эмиссионных ценных бумаг в данном выпуске;
2.9. форма ценных бумаг (документированные или недокументированные, именные или на предъявителя);
2.10. печать эмитента и подпись руководителя.
3. При документированной форме эмиссионных ценных бумаг эмитент должен дополнительно представить описание (образец) сертификата.
4. По каждому выпуску эмиссионных ценных бумаг принимается отдельное решение.
5. Регистрация последующего выпуска осуществляется только после полной продажи ценных бумаг предыдущего выпуска при условии, что их номинальная стоимость не меньше номинальной стоимости предыдущего выпуска.
Статья 10. Эмиссия и стадии ее реализации
1. Процедура эмиссии ценных бумаг - это последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг, определяемая настоящим Законом.
2. Эмиссия ценных бумаг охватывает следующие стадии:
2.1. принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг в соответствии с законодательством;
2.2. регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг;
2.3. регистрация проспекта эмиссии (если он предусмотрен) эмиссионных ценных бумаг;
2.4. размещение эмиссионных ценных бумаг;
2.5. регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Статья 11. Общие требования, предъявляемые к проспекту эмиссии
1. В проспект эмиссии должны быть включены следующие данные:
1.1. полное и сокращенное наименование эмитента и имена учредителей;
1.2. юридический адрес эмитента;
1.3. номер и дата свидетельства о государственной регистрации эмитента как юридического лица;
1.4. сведения о предстоящем выпуске ценных бумаг:
* о ценных бумагах (форма и вид ценных бумаг с указанием правил хранения и учета прав на ценные бумаги), об общем объеме выпуска, о количестве эмиссионных ценных бумаг;
* об эмиссии ценных бумаг (дата принятия решения о выпуске, наименование органа, принявшего решение о выпуске, место, где потенциальные владельцы могут приобрести эмиссионные ценные бумаги, наименование и юридический адрес депозитария в случае хранения в депозитарии сертификатов эмиссионных ценных бумаг или при ведении депозитарием учета прав на эмиссионные ценные бумаги);
* о времени начала и завершения размещения эмиссионных ценных бумаг;
* о ценах на эмиссионные ценные бумаги и правилах их оплаты;
* о профессиональных участниках рынка ценных бумаг (наименование, юридический адрес, обязанности, выполняемые ими при размещении ценных бумаг), привлечение которых к участию в размещении выпуска ценных бумаг предусматривается при регистрации проспекта эмиссии.
2. В случае повторной эмиссии или преобразования в акционерное общество юридического лица, имеющего иную организационно-правовую форму, в проспект эмиссии должны быть дополнительно включены:
2.1. имена учредителей;
2.2. структура руководящих органов эмитента, указанная в его учредительных документах, в том числе перечень всех членов совета директоров, управленческого персонала или органов управления, выполняющих идентичные обязанности при принятии решений, фамилия, имя, отчество каждого из членов этих органов, все занимаемые ими должности, с выделением лиц, принимающих личное участие в уставном капитале эмитента, с указанием доли каждого лица.
2.3. перечень, включающий все филиалы и представительства эмитента, их полное наименование, дату и место регистрации, юридические адреса.
2.4. бухгалтерский баланс эмитента (бухгалтерский баланс по второстепенным счетам для эмитентов, состоящих из банков), прошедший через аудит (за исключением государственных предприятий, подлежащих приватизации), по установленной форме, предусмотренной для последнего завершенного финансового года, и отчеты по финансовым итогам деятельности;
2.5. бухгалтерский баланс эмитента (а для эмитентов, состоящих из банков, бухгалтерский баланс по второстепенным счетам) по состоянию на последний квартал, предшествующий принятию решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
2.6. отчет эмитента, включающий сведения о прежних выпусках эмиссионных ценных бумаг, видах, номере государственной регистрации и дате выпущенных у себя эмиссионных ценных бумаг, наименовании регистрирующего органа, объемах выпуска, количестве выпущенных эмиссионных ценных бумаг, условиях выплаты доходов, иных правах владельцев;
2.7. дополнительно должны быть включены показатели об уставном капитале эмитента (размеры уставного капитала, количество ценных бумаг и их номинальная стоимость, доля в уставном капитале, владельцы ценных бумаг, доля которых превышает установленные антимонопольным законодательством Азербайджанской Республики нормативы).
Статья 12. Сведения о выпуске ценных бумаг
1. Выпуск (эмиссия) ценных бумаг может быть осуществлен в следующих формах:
* без объявления открытой продажи и проведения рекламной компании (закрытая продажа);
* с публикацией проспекта эмиссии (открытая продажа).
2. При открытой (публичной) продаже, требующей регистрации проспекта эмиссии, эмитент обязан обеспечить возможность получения информации, содержащейся в проспекте эмиссии, и опубликовать в периодической печати извещение для распространения информации.
3. Эмитент, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие размещение ценных бумаг, обязаны создавать любому потенциальному владельцу условия для получения информации, распространяемой до приобретения им ценных бумаг.
4. Эмитент, в случае регистрации проспекта эмиссии, должен публиковать один раз в год в установленном соответствующим органом исполнительной власти порядке в печатном органе на уровне страны основные показатели о своем хозяйственно-финансовом положении и итогах деятельности (баланс эмитента).
Статья 13. Условия размещения выпущенных эмиссионных ценных бумаг
1. Количество размещенных эмиссионных ценных бумаг не должно превышать число, указанное в проспекте эмиссии о выпуске ценных бумаг.
2. Эмитент может размещать эмиссионные ценные бумаги в меньшем количестве, чем указано в проспекте эмиссии. Действительное количество размещенных ценных бумаг указывается в отчете об итогах выпуска, представленном для регистрации.
3. Неразмещенная часть ценных бумаг, считающаяся несостоявшейся эмиссией, определяется в соответствии с законодательством.
4. В случае, если эмиссия не состоялась, возвращение средств инвесторов осуществляется в порядке, установленном соответствующим органом исполнительной власти.
5. Эмитент обязан завершить размещение эмиссионных ценных бумаг в срок, установленный соответствующим органом исполнительной власти.
6. Запрещается предоставлять преимущество одним потенциальным владельцам перед другими при открытом размещении и обращении эмиссионных ценных бумаг.
Это положение не применяется в следующих случаях:
* при эмиссии государственных ценных бумаг;
* при предоставлении во время принятия решения об эмиссии преимущественного права акционерам акционерных обществ на приобретение новых эмиссионных ценных бумаг в количестве, пропорциональном числу имеющихся у них акций;
* при установлении эмитентами ограничения на приобретение ценных бумаг нерезидентами.
7. При первичном размещении акций какого-либо эмитента приобретение одним юридическим или физическим лицом, или группой лиц, контролирующих имущество друг друга, 35 или более процентов акций или акций, обеспечивающих более 50 процентов голосов акционеров, регулируется антимонопольным законодательством Азербайджанской Республики. Это требование не относится к акционерным обществам, уставный фонд которых не превышает размера 75 тысяч минимальных заработных плат.
Статья 14. Отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг
1. Эмитент обязан не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.
2. В отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг должны быть включены следующие сведения:
2.1. дата начала и конца размещения ценных бумаг;
2.2. фактическая цена размещения ценных бумаг (по видам ценных бумаг в рамках данного выпуска);
2.3. количество размещенных ценных бумаг;
2.4. общий объем  и виды средств, поступивших за размещенные ценные бумаги.
3. Регистрирующий орган в течение двух недель рассматривает отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг и при отсутствии недостатков, связанных с выпуском ценных бумаг, регистрирует его. Регистрирующий орган отвечает за полноту регистрируемого отчета.
Статья 15. Неправомерная эмиссия
1. Действия, выразившиеся в нарушении установленной настоящим Законом процедуры эмиссии и отказе со стороны регистрационных органов зарегистрировать эмиссию ценных бумаг, ее приостановка или признание выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся считаются неправомерной эмиссией.
2. При обнаружении регистрационными органами случаев неправомерной эмиссии они обязаны в течение 5 дней проинформировать об этом соответствующий орган исполнительной власти.
3. Эмитент, в случае выпуска в обращение ценных бумаг в количестве большем, чем это объявлено в проспекте эмиссии, обязан обеспечить реализацию этой излишней части ценных бумаг и погашение их стоимости. Если эмитент не выполнит это в течение двух месяцев, то соответствующий орган исполнительной власти может обратиться в суд с целью изъятия у эмитента средств, приобретенных без основания.
4. За факты неправомерной эмиссии должностные лица эмитента несут ответственность в порядке, установленном законодательством Азербайджанской Республики.
Статья 16. Форма, удостоверяющая право собственности на эмиссионные ценные бумаги
1. Права владельцев на эмиссионные ценные бумаги, выпускаемые в документированной форме, удостоверяются либо сертификатами (если сертификаты хранятся у владельцев), либо записями в сертификатах и на счетах депо в депозитариях (если сертификаты для хранения переданы в депозитарий).
2. Права владельцев на эмиссионные ценные бумаги, выпускаемые в недокументированной форме, удостоверяются в системе ведения реестра - записями на личных счетах, находящихся у хранителя реестра (или у эмитента), а если учет прав находится у депозитария, то записями на счетах депо, хранящихся у депозитария.
Статья 17. Передача прав на ценные бумаги и реализация прав, закрепленных ценными бумагами
1. Право на ценные бумаги, документированные на предъявителя, передается приобретающему их лицу:
* в случае нахождения его сертификата у владельца - в момент передачи данного сертификата лицу, приобретающему этот сертификат;
* в случае хранения сертификатов ценных бумаг, документированных на предъявителя, и (или) учета прав на такие ценные бумаги в депозитарии - в момент осуществления записи оприходования на счете депо приобретающего лица.
2. Право на именные недокументированные ценные бумаги передается приобретающему их лицу:
* в случае ведения учета прав на ценные бумаги лицом, осуществляющим деятельность депозитария, - в момент записи оприходования на личном счете депо приобретающего лица;
* в случае ведения учета прав на ценные бумаги в системе записи реестра - после осуществления записи оприходования на его личном счете.
3. Право на именную документированную ценную бумагу передается приобретающему их лицу:
3.1. в случае ведения учета прав на ценные бумаги их покупателя в системе записи реестра - с момента передачи ему сертификата ценных бумаг после осуществления записи оприходования на личном счете покупателя;
3.2. в случае ведения учета прав на ценные бумаги их покупателя, с размещением в депозитарии сертификатов ценных бумаг в депозит лицом, осуществляющим депозитарную деятельность, - с момента записи оприходования на счете депо приобретающего лица.
4. Права, закрепленные эмиссионной ценной бумагой, с момента передачи прав на ценные бумаги переходят приобретающему их лицу. Передача прав, закрепленных именными эмиссионными ценными бумагами, должна сопровождаться уведомительным письмом хранителя реестра или депозитария, либо номинального хранителя.
5. Права, предоставленные эмиссионными ценными бумагами на предъявителя, осуществляются предъявлением этих прав владельцем или уполномоченным им лицом.
6. Права, предоставленные именными документированными эмиссионными ценными бумагами, осуществляются предъявлением эмитенту сертификатов указанных ценных бумаг. При этом, в случае нахождения сертификатов таких ценных бумаг у владельца, указанное в сертификате имя владельца должно точно совпадать с именем владельца, записанного в реестре.
7. В случае хранения документированных эмиссионных ценных бумаг в депозитариях закрепленные ценными бумагами права осуществляются по поручению владельцев, с приложением перечня этих владельцев, на основе сертификатов, предъявленных указанными депозитариями. При этом эмитент обеспечивает реализацию прав указанного в этом перечне лица, предоставленных ему ценными бумагами на предъявителя.
8. Права лиц, указанных в системе записи реестров, по именным недокументированным эмиссионным ценным бумагам реализуются эмитентом.
Если сведения о новом владельце указанной ценной бумаги, необходимые для выполнения обязательств эмитента по ценным бумагам (голосование, получение доходов и другие), не сообщены хранителю реестра данного выпуска или хранителю ценной бумаги до закрытия реестра, то выполнение обязательств перед зарегистрированным в реестре владельцем после закрытия реестра считается допустимым. Ответственность за несвоевременное представление информации несет лицо, приобретающее ценную бумагу.
9. Подлинность подписи физического лица в документах (за исключением предусмотренных законодательством случаев) о передаче прав на ценные бумаги и прав, закрепленных ценными бумагами, может быть удостоверена нотариусом или профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
10. При передаче прав на ценные бумаги и увеличении размеров уставного капитала акционерных обществ приобретение акций с правом голоса в размере более 20 процентов уставного капитала какого-либо эмитента одним юридическим или физическим лицом, или группой лиц, контролирующих имущество друг друга, регулируется антимонопольным законодательством Азербайджанской Республики. Это требование не относится к случаям, когда совокупный уставный капитал эмитента и инвестора не превышает размера 75 тысяч минимальных заработных плат, а также акционерным обществам, которые создаются при приватизации государственных предприятий и уставный капитал которых меньше размера  50 тысяч минимальных заработных плат.
Глава IV. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг
Статья 18. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
1. Могут быть осуществлены следующие виды профессиональной деятельности:
1.1. деятельность брокера;
1.2. деятельность дилера;
1.3. деятельность по управлению ценными бумагами;
1.4. деятельность по определению взаимных обязательств;
1.5. деятельность депозитария;
1.6. деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
1.7. деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.
2. Деятельность юридических и физических лиц на рынке ценных бумаг тогда считается профессиональной, когда она относится исключительно к предусмотренным в главе IV настоящего Закона видам деятельности.
3. Кредитные организации могут осуществлять операции с ценными бумагами в соответствии с законодательством.
4. Ограничение одновременного занятия указанными в настоящей статье видами профессиональной деятельности юридическими и физическими лицами, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, и проведения операций с ценными бумагами, регулируется настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами.
Статья 19. Деятельность брокера
1. Брокерская деятельность - это заключение гражданско-правовых сделок по ценным бумагам юридическим или физическим лицом, действующим в качестве уполномоченного или комиссионера (если в соглашении отсутствуют указания об их полномочиях, а также на основе доверенности) в соответствии с интересами его клиента и за счет клиента.
2. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, занимающийся брокерской деятельностью, называется брокером.
3. Если брокер действует как комиссионер, то в комиссионном соглашении может быть предусмотрено право использования брокером денежных средств, предназначенных для капиталовложений в ценные бумаги или полученных в результате продажи ценных бумаг, до срока возвращения их клиенту в соответствии с обязательствами и договорными условиями о хранении указанных средств у брокера.
4. Часть прибыли, полученной от использования указанных средств и остающейся в распоряжении брокера, в соответствии с соглашением переводится на счет клиента.
5. Брокер имеет право не давать клиенту гарантии и обещания по доходам, получаемым от капиталовложений за счет хранимых у него денежных средств.
Статья 20. Деятельность дилера
1. Дилерская деятельность - это сделка юридического лица по купле и (или) продаже ценных бумаг от своего имени и за свой счет, объявившего цену купли и (или) продажи определенных ценных бумаг, взявшего на себя обязательство покупать и продавать указанные ценные бумаги по объявленным ценам.
2. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность, называется дилером.
Статья 21. Деятельность по управлению ценными бумагами
В целях настоящего Закона деятельность по управлению ценными бумагами - это деятельность юридического или физического лица по управлению переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу и в пользу этого лица или указанного им третьего лица:
1.1. ценными бумагами;
денежными средствами, предназначенными для капиталовложений в ценные бумаги;
1.2.  денежными средствами, полученными при управлении ценными бумагами,
и  по управлению ценными бумагами от своего имени в установленный срок по доверенности, с взиманием платы за ценные бумаги.
2. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, называется администрацией (администратор).
3. Порядок деятельности по передаче ценных бумаг в управление, права и обязанности администрации (администратора) устанавливаются законодательством Азербайджанской Республики и договорами.
Статья 22. Деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг)
1. Клиринговая деятельность - это определение взаимных обязательств по отправке ценных бумаг (сбор информации о сделках по ценным бумагам, их проверка, корректировка и подготовка бухгалтерских документов по ним), зачет этих обязательств и ведение расчетов по ценным бумагам.
2. Организации, осуществляющие клиринг по ценным бумагам, в связи с расчетами по операциям с ценными бумагами принимают к исполнению бухгалтерские документы, составляемые при определении взаимных обязательств на основе договоров с участниками рынка ценных бумаг, производящими по ним расчеты.
3. Деятельность клиринговой организации, осуществляющей расчеты по сделкам по ценным бумагам, регулируется нормативно-правовыми актами.
Статья 23. Деятельность депозитария
1. Деятельность депозитария - это оказание услуг по хранению ценных бумаг или их сертификатов, либо по их учету и передаче прав на ценные бумаги.
2. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, называется депозитарием.
3. Депозитарием может быть только юридическое лицо.
4. Лицо, пользующееся услугами депозитария, называется депонентом.
Депозитарий не может заниматься видами деятельности, указанными в статьях 19, 20, 21 и 25 настоящего Закона.
5. Договор, регулирующий отношения между депозитарием и депонентом в процессе деятельности депозитария, называется депозитным договором (договор о счете депо). Депозитный договор составляется в письменной форме. Депозитарий обязан утверждать условия депозитной деятельности, осуществляемой им и являющейся неотъемлемой составной частью депозитного договора.
6. Заключение депозитного договора не ведет к переходу права собственности депонента на ценные бумаги к депозитарию. Депозитарий не имеет права распоряжаться ценными бумагами депонента, управлять ими или осуществлять от имени депонента любые действия в отношении ценных бумаг, за исключением случаев, предусмотренных депозитным договором и осуществляемых депозитарием по поручению депонента. При заключении депозитарием депозитного договора с депонентом, депозитарий не имеет права ставить депоненту условия на отказ хотя бы от одного права, закрепленного ценными бумагами.
7. Депозитарий несет гражданско-правовую ответственность за сохранность хранимых у него сертификатов ценных бумаг.
8. Платеж по обязательствам депозитария не может быть обращен на ценные бумаги депонента.
9. В депозитный договор должны быть включены нижеследующие важные условия:
9.1. однозначное определение предмета договора, хранение сертификатов ценных бумаг и (или) оказание услуг по учету прав на ценные бумаги;
9.2. порядок передачи депонентом депозитарию информации о распоряжениях по ценным бумагам депонента, хранящимся в депозитарии;
9.3. срок действия договора;
9.4. объем и порядок оплаты предусмотренных договором депозитных услуг;
9.5. форма и периодичность отчетности депозитария перед депонентом;
9.6. обязанности депозитария.
10. Основными обязанностями депозитария являются:
* регистрация фактов возникновения обязательств по ценным бумагам депонента;
* ведение счета депо депонента в отдельности от других счетов, с указанием даты и основы каждой операции по счету;
* иные обязанности, соответствующие статье 24 настоящего Закона.
11. Депозитарий в соответствии с депозитным договором имеет право принимать на свой счет доходы по ценным бумагам, хранящиеся с целью перевода на счета депонентов.
12. Депозитарий несет ответственность за невыполнение своих обязательств по учету прав на ценные бумаги или неудовлетворительное выполнение, в том числе, за полноту и правильность записей по счетам депо.
Статья 24. Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг
1. Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг - это деятельность по сбору показателей, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, регистрации, обработке, хранению и передаче ценных бумаг.
2. Только юридические лица имеют право заниматься деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг.
3. Деятельность по ведению реестра может быть осуществлена либо эмитентами, либо по их поручению профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
4. Лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, называются хранителями (регистраторами).
5. Регистратор не ведет реестр ценных бумаг на предъявителя.
6. Договор для ведения реестра заключается только с одним регистратором. Регистратор может вести реестр владельцев ценных бумаг у неограниченного числа эмитентов.
7. Номинальный хранитель ценных бумаг - лицо, зарегистрированное в системе ведения реестра, в том числе выступающее депонентом  депозитария по поручению владельца прав и в его пользу и не являющееся владельцем ценных бумаг. Номинальный хранитель ценных бумаг выступает перед ведущим реестра как уполномоченный прав владельца.
8. Номинальными хранителями ценных бумаг могут быть профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Депозитарий в соответствии с депозитным договором может быть зарегистрирован как номинальный хранитель ценных бумаг.
Брокер в соответствии с договором, заключенным с обслуживаемым им клиентом, может быть зарегистрирован как номинальный хранитель ценных бумаг.
9. Хранитель реестра обязан по требованию владельца или выступающего от его имени лица, а также номинального хранителя ценных бумаг выдавать выписку из системы ведения реестра по его личному счету.
Выписка из системы ведения реестра - это документ, выданный хранителем реестра и отражающий сведения о владельце личного счета, наличии ценных бумаг на данном счете по каждому выпуску в момент выдачи выписки, факты возникновения обязательств по ним, а также другие данные по указанным ценным бумагам.
10. Права и обязанности хранителя реестра, правила деятельности по ведению реестра определяются законодательством и договором, заключенным между регистратором и эмитентом.
11. Форма распоряжения владельца по ведению операций с ценными бумагами и перечень сведений в ней определяются соответствующим органом исполнительной власти.
12. Эмитент, в случае замены им хранителя реестра, объявляет об этом в средствах массовой информации, или за свой счет письменно извещает всех владельцев ценных бумаг.
Статья 25. Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг
1. Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг - это оказание услуг, непосредственно помогающих заключению гражданско-правовых сделок по ценным бумагам между участниками рынка ценных бумаг.
2. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, называется организатором торговли на рынке ценных бумаг.
3. Организатор торговли на рынке ценных бумаг не преследует цели получения прибыли, вместе с тем все доходы, получаемые в результате этой деятельности, используются исключительно в его интересах и не распределяются между ее учредителями.
4. Организатор торговли на рынке ценных бумаг должен представлять любому заинтересованному лицу следующие сведения:
4.1. правила допуска к торговле участника рынка ценных бумаг;
4.2. правила допуска к торговле ценных бумаг;
4.3. правила заключения и сопоставления заключенных сделок;
4.4. правила регистрации сделок;
4.5. правила выполнения сделок;
4.6. правила ограничения манипулирования ценами;
4.7. таблицу услуг, оказываемых организатором торговли на рынке ценных бумаг;
4.8. регламент внесения изменений и дополнений в вышеуказанные правила;
4.9. перечень ценных бумаг, допущенных к торговле.
5. В соответствии с установленными организатором торговли правилами любому заинтересованному лицу выдаются о каждой заключенной сделке нижеследующие сведения:
5.1. дата и сроки заключения сделки;
5.2. наименование ценной бумаги, являющейся предметом сделки;
5.3. номер государственной регистрации ценных бумаг;
5.4. цена одной ценной бумаги;
5.5. количество ценных бумаг.
Глава V. Фондовая биржа
Статья 26. Фондовая биржа
1. Фондовая биржа - это организация, исключительным предметом деятельности которой является создание необходимых условий для нормального обращения ценных бумаг, определения их рыночных цен (цен, отражающих равновесие между спросом на ценные бумаги и их предложением), распространения требуемой информации о них, а также создания условий для проявления высокого профессионального уровня участников рынка ценных бумаг.
Фондовая биржа как организатор торговли на рынке ценных бумаг, занимаясь исключительно депозитной деятельностью и деятельностью по определению взаимных обязательств (клиринг), не может заниматься никакими другими видами деятельности.
2. Фондовая биржа создается в форме закрытого акционерного общества.
3. Фондовая биржа организует торговлю только между членами биржи. Другие участники рынка ценных бумаг могут проводить операции на бирже только через посредничество членов биржи.
4. Фондовая биржа осуществляет свою деятельность на основе специального разрешения, выданного соответствующим органом исполнительной власти.
5. Служащие фондовой биржи не могут быть профессиональными участниками рынка ценных бумаг, учредителями и участниками биржи, а также самостоятельно участвовать в деятельности биржи в качестве предпринимателей.
6. Споры, возникающие между членами биржи, между членами биржи и их клиентами, могут быть рассмотрены в суде и арбитражном суде.
Статья 27. Члены фондовой биржи
Членами фондовой биржи могут стать профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность, указанную в главе IV настоящего Закона. Порядок вступления в члены биржи, выхода и исключения из членства биржи, а также правила деятельности членов биржи определяются ее уставом и другими нормативными актами.
Внутренние нормативные акты, относящиеся к членам фондовой биржи определяются самостоятельно с учетом предложений членов биржи.
Статья 28. Основные права и обязанности фондовой биржи
1. Фондовая биржа в соответствии с требованиями настоящего Закона самостоятельно разрабатывает и утверждает различные правила и документы, связанные с заключением в торговом салоне сделок, с порядком ведения расчетов и учета, с деятельностью фондовой биржи.
2. Фондовая биржа определяет размеры и порядок сбора:
2.1. отчислений в пользу биржи из получаемого ее членами вознаграждения за их участие в биржевых сделках;
2.2. вступительных и членских взносов и других платежей членов фондовой биржи за услуги, оказываемые фондовой биржей.
2.3. штрафных выплат за нарушение требований устава фондовой биржи, правил торговли в ней и других внутренних документов фондовой биржи.
3. Фондовая биржа в установленном порядке самостоятельно определяет способы включения в список (листинг) и исключения из списка (делистинг) ценных бумаг, выпущенных в обращение на бирже.
4. Фондовая биржа обязана обеспечивать гласность и открытость ведущейся в ней торговли путем информирования членов биржи о месте и времени заключения сделок, о списке и ценах (котировках) выпущенных в обращение на бирже ценных бумаг, об итогах торговой сессии.
5. Фондовая биржа не имеет права определять размеры оплаты сборов за заключение биржевых сделок ее членами.
6. Ценные бумаги, прошедшие предусмотренную настоящим Законом эмиссионную процедуру в процессе размещения и обращения и включенные в перечень ценных бумаг, допущенных фондовой биржей в обращение на бирже, в соответствии с ее внутренними документами допускаются в обращение на фондовой бирже.
Статья 29. Использование выражения "фондовая биржа"
Слова "фондовая биржа" в своем наименовании может использовать только фондовая биржа, в установленном порядке получившая от соответствующего органа исполнительной власти специальное разрешение на право ведения биржевой торговли ценными бумагами.
Глава VI. Заключительные положения
Статья 30. Пользование служебной информацией на рынке ценных бумаг
1. Для целей настоящего Закона любая информация, ставящая в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг лиц, располагающих, благодаря своему служебному положению, занимаемой должности и заключенному договору с эмитентом информацией об эмитенте и выпущенных им ценных бумагах, не являющейся массовой информацией (не предусмотренной для всех), считается служебной информацией.
2. Лица, располагающие служебной информацией, не имеют права на пользование информацией при заключении сделок, а также передавать служебную информацию третьим лицам для заключения сделок.
3. Лица, не выполняющие этого требования, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики.
Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства о ценных бумагах
1. Лица, нарушающие настоящий Закон и другие законодательные акты Азербайджанской Республики о ценных бумагах, несут ответственность в случаях и порядке, предусмотренных гражданским, административным или уголовным законодательством.
2. Ущерб, нанесенный в результате нарушения законодательства Азербайджанской Республики о ценных бумагах, должен быть возмещен в порядке, предусмотренном законодательством Азербайджанской Республики.
3. Профессиональные участники рынка ценных бумаг не имеют права манипулировать ценами на рынке ценных бумаг путем представления преднамеренно искаженной информации, включая представленную в рекламе информацию о ценных бумагах, эмитентах эмиссионных ценных бумаг, ценах ценных бумаг и вынуждать к купле и продаже ценных бумаг.
Совершение указанных действий со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг служит основанием для приостановки или аннулирования выданного им специального разрешения.
4. Факт манипулирования ценами на рынке ценных бумаг определяется в судебном порядке.
5. Против эмитентов, осуществляющих неправомерную эмиссию ценных бумаг, соответствующий орган исполнительной власти:
5.1. принимает меры для приостановки дальнейшего размещения ценных бумаг, выпущенных в результате неправомерной эмиссии;
5.2. публикует в средствах массовой информации сообщение о факте неправомерной эмиссии и основаниях для приостановки размещения ценных бумаг, выпущенных в результате неправомерной эмиссии;
5.3. дает письменное указание о разрешении на дальнейшее размещение ценных бумаг в случае устранения нарушений, связанных с неправомерной эмиссией со стороны эмитента ценных бумаг.
6. В соответствии с законодательством Азербайджанской Республики по требованию регистрационного органа, а также по требованию других государственных органов, осуществляющих функции регулирования в сфере рынка ценных бумаг, выпуск ценных бумаг может считаться недействительным.
7. Признание выпуска ценных бумаг недействительным служит причиной изъятия из обращения ценных бумаг, выпущенных с нарушением установленных правил их регистрации или эмиссии и возвращения владельцам денежных средств (другого имущества), полученных эмитентом за счет оплаты ценных бумаг.
8. Осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг без специального разрешения считается незаконным.
9. Профессиональные участники рынка ценных бумаг, эмитенты ценных бумаг, а также их должностные лица, имеют право в порядке, предусмотренном законодательством Азербайджанской Республики, обжаловать действия соответствующего органа исполнительной власти по устранению нарушений законодательства Азербайджанской Республики о ценных бумагах и по применению мер ответственности.
Статья 32. Утрата Законом "О ценных бумагах и фондовых биржах" своей силы
Закон Азербайджанской Республики "О ценных бумагах и фондовой бирже" от 24 ноября 1992 года № 383 утрачивает силу со дня вступления в силу настоящего Закона.
Президент Азербайджанской Республики
Гейдар АЛИЕВ.
г. Баку, 14 июля 1998 года
№ 523-ИГ.

Указ Президента Азербайджанской Республики
О применении Закона Азербайджанской Республики
"О ценных бумагах"
В связи с вступлением в силу Закона Азербайджанской Республики "О ценных бумагах" и в целях обеспечения применения настоящего Закона постановляю:
1. Поручить Кабинету министров Азербайджанской Республики в течение одного месяца:
* представить Президенту Азербайджанской Республики предложения о приведении действующих законодательных актов в соответствие с Законом Азербайджанской Республики "О ценных бумагах";
* в связи с принятием Закона Азербайджанской Республики "О ценных бумагах" подготовить и представить для утверждения Президенту Азербайджанской Республики проект Положения о Комиссии по ценным бумагам и фондовой бирже при Президенте Азербайджанской Республики и предложения о составе Комиссии;
* представить Президенту Азербайджанской Республики предложения об органах исполнительной власти, осуществляющих полномочия "соответствующего органа исполнительной власти", предусмотренных в части 2 статьи 3, в частях 4 и 5 статьи 4, в частях 3, 5 и 6 статьи 5, в частях 2 и 6 статьи 6, в частях 7 и 9 статьи 8, в части 4 статьи 12, в частях 4 и 5 статьи 13, в частях 2 и 3 статьи 15, в части 11 статьи 24 и частях 5 и 9 статьи 31 Закона Азербайджанской Республики "О ценных бумагах";
* представить Президенту Азербайджанской Республики предложения о правилах регистрации, выпуска и обращения неэмиссионных ценных бумаг, предусмотренных в части 2 статьи 5 настоящего Закона;
* представить Президенту Азербайджанской Республики предложения о правилах выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг, условиях их размещения и обращения, предусмотренных в части 3 статьи 5 настоящего Закона;
* представить Президенту Азербайджанской Республики предложения об обязательных реквизитах сертификата эмиссионной ценной бумаги, предусмотренных в части 7 статьи 8 настоящего Закона;
* представить Президенту Азербайджанской Республики предложения о требованиях, предъявляемых к ценным бумагам и о правилах регулирования деятельности органов, печатающих ценные бумаги, предусмотренных в части 9 статьи 8 настоящего Закона;
* представить Президенту Азербайджанской Республики предложения о порядке возврата средств инвестора в случаях несостоявшейся эмиссии, предусмотренном в части 4 статьи 13 настоящего Закона;
* представить Президенту Азербайджанской Республики предложения о порядке деятельности по управлению ценными бумагами, правах и обязанностях администрации (администратора), предусмотренных в части 3 статьи 21 настоящего Закона;
* представить Президенту Азербайджанской Республики проект нормативно-правового акта, регулирующего деятельность клиринговой организации, осуществляющей расчеты по сделкам по ценным бумагам, предусмотренным в части 3 статьи 22 настоящего Закона;
* представить Президенту Азербайджанской Республики предложения о случаях признания выпуска ценных бумаг недействительным, предусмотренных в части 6 статьи 31 настоящего Закона;
* подготовить и представить Президенту Азербайджанской Республики проект законодательного акта, определяющего виды ответственности за нарушения законодательства о ценных бумагах;
* обеспечить приведение нормативно-правовых актов Кабинета министров и соответствующих центральных органов исполнительной власти в соответствии с настоящим Законом и доложить об этом Президенту Азербайджанской Республики;
* решить в пределах своих полномочий иные вопросы, возникающие из Закона Азербайджанской Республики "О ценных бумагах".
2. Установить, что:
* полномочия "соответствующего органа исполнительной власти", предусмотренные в части 4 статьи 5 и статье 29 Закона Азербайджанской Республики "О ценных бумагах", осуществляются Кабинетом министров Азербайджанской Республики;
* полномочия "соответствующего органа исполнительной власти", предусмотренные в части 4 статьи 26 настоящего Закона, осуществляются Министерством финансов Азербайджанской Республики.
Президент Азербайджанской Республики
Гейдар АЛИЕВ.
г. Баку, 9 сентября 1998 года.
№ 765.
О ценных бумагах

(c) Qanun.tk 2



Новости сайта:
12.05.02 Заработал в тестовом режиме поиск по сайту
08.05.02 Заработал новый Форум в тестовом режиме
02.05.02 Очередная смена дизайна сайта, добавлены новые функции
10.04.02 Сайт сменил дизайн
10.04.02 добавились версии на английском и азербайджанском языках
10.04.02 Новый раздел на сайте правовые Статьи
31.03.02 Офицальное открытие сайта
Законодательство Азербайджанской Республики
Designed by Stracker © 2010
All rights reserved

Положения о Центре Ататюрка в Азербайджане
www.zewo.ru