Азербайджанская версия сайта Английская версия сайта
Поиск по сайту
Законы Указы Разделы
 
Законодательство Азербайджанской Республики

Закон Азербайджанской Республики

Об энергетике
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Понятия, употребляемые в настоящем Законе, выражают следующие значения:
* деятельность в области энергетики - виды деятельности по разведке, разработке, добыче, производству, обработке, хранению, транспортировке, распределению и использованию энергетических материалов и продукции (энергетических ресурсов);
* разведка в области энергетики (или разведка) - деятельность, осуществляемая в идентичных с разработкой целях посредством предварительно проведенных магнитометрических, гравиметрических, сейсмических, геохимических, тепловых и радиометрических методов и испытательно-буровых работ;
* разработка - деятельность, направленная на обнаружение и оценку залежей или подземных хранилищ энергетических материалов посредством буровых работ;
* распределение энергии (или распределение) - заготовка сырой нефти и нефтепродуктов, газа, электрической и тепловой энергии и распределение их между потребителями;
* распределитель энергии (или распределитель) - любое предприятие, осуществляющее деятельность по распределению энергии;
* энергетическая установка - любая стационарная или передвижная установка (включая и охватываемые ею земельные участки), используемая в связанных с энергетикой видах деятельности или для осуществления этих видов деятельности на требуемом уровне, для хранения необходимых энергетических материалов и продукции;
* главные энерготранспортные системы - средства транспортировки (трубопроводы, линии электропередачи и т.п.) или их часть, осуществляющие транспортировку или передачу энергетических материалов и продукции, за исключением железной дороги, автомобильных и водных путей, а также установок, обслуживающих передачу сигналов связи;
* договор или энергетический договор - письменное соглашение, заключаемое между сторонами и определяющее условия осуществления видов деятельности в области энергетики;
* воспроизводимые энергетические источники - постоянно существующие в окружающей среде или непрерывно создаваемые энергетические источники (солнце, ветер, тепловые потоки земли, биомасса, море, водные потоки и т.п.);
* восстановительные работы - восстановление участков, используемых в энергетической деятельности в интересах населения и приспособление их к окружающей среде.
Статья 2. Сфера, охватываемая Законом
1. Настоящий Закон охватывает следующие сферы:
* виды деятельности в области энергетики (по энергетическим материалам и продукции, указанным в Приложениях 1 и 2);
* размещение, строительство и эксплуатация установок для осуществления указанных видов деятельности;
* меры по охране и рациональному использованию энергии, а также по предотвращению или ослаблению отрицательного влияния на окружающую среду деятельности в области энергетики.
2. Настоящий Закон сосредотачивает в себе наиболее общие правовые основы государственного регулирования нефтяной, газовой и электроэнергетической отраслей энергетики. В иных законах, принимаемых по отдельным отраслям, могут быть предусмотрены специальные правила.
Глава II. Государственная энергетическая политика
Статья 3. Цели государственной энергетической политики
Цели государственной энергетической политики заключаются в обеспечении и регулировании следующего:
1. Обеспечение эффективной добычи, производства, транспортировки, распределения, хранения, использования и безопасности энергетических материалов и продукции.
2. Создание инфраструктуры, эффективно и надежно обеспечивающей энергией всех потребителей, и новых рабочих мест с учетом следующего:
* создание условий для конкуренции и минимальной монополии по всем видам деятельности в области энергетики;
* организация деятельности в области энергетики на основе различных форм собственности, долгосрочных контрактов и специальных разрешений;
* создание благоприятных условий для местных предприятий, производящих высококачественную продукцию;
* создание благоприятных условий для применения эффективной и экологически безопасной технологии.
3. Консервация энергетических ресурсов, снижение уровня отходов, эффективное использование энергии и использование воспроизводимых источников энергии.
4. Уменьшение отрицательного влияния на окружающую среду.
5. Предоставление дотаций производителям и потребителям для повышения продуктивности энергетики в условиях возникновения недостаточности энергии.
6. Создание благоприятных правовых и экономических условий для инвестиций.
7. Составление государственных энергетических программ.
Статья 4. Государственные энергетические программы
1. В соответствии с целями, определяемыми настоящим Законом, соответствующий орган исполнительной власти систематически составляет долгосрочные государственные программы по организации и развитию энергетики.
2. Программы развития энергетики финансируются за счет средств государственного бюджета Азербайджанской Республики, фонда эффективного использования энергетических ресурсов, юридических и физических лиц, в том числе за счет иностранных инвестиций.
3. Эти программы через каждые 5 лет уточняются соответствующим органом исполнительной власти и как важная часть государственной энергетической стратегии утверждаются в порядке, установленном законодательством.
Глава III. Исключительные права и контроль в области энергетики
Статья 5. Исключительные права государства в области энергетики
В соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики государство, без ущерба исключительным правам любого физического и юридического лица, указанным в статье 6 настоящего Закона, владеет исключительным правом собственности на все залежи первичных энергетических материалов по:
* разведке;
* разработке залежей и добыче энергетических материалов и продукции;
* строительству и эксплуатации подземных хранилищ;
* строительству и управлению главными энерготранспортными системами;
* в соответствии с законодательством в целях обеспечения своей безопасности и независимости пользуется исключительными правами в других областях, связанных с энергетикой.
Статья 6. Исключительные права физических лиц и негосударственных юридических лиц в области энергетики
Исключительные права физических лиц и негосударственных юридических лиц могут возникнуть только из энергетического договора, заключаемого в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Закона, или из прав, предоставляемых законодательством предприятиям энергетической отрасли..
Статья 7. Управление и контроль в области энергетики
Соответствующие органы исполнительной власти в соответствии с целями настоящего Закона, применяемыми законами и постановлениями владеют следующими полномочиями:
* регулировать осуществление деятельности в области энергетики и контролировать ее;
* регулировать использование энергетических материалов и продукции и контролировать его;
* регулировать аспекты энергетической деятельности по охране окружающей среды и безопасности и контролировать их;
* выделять земли, воды и недра для энергетической деятельности в соответствии с законодательством.
Глава IV. Обязанности по рациональному использованию энергии, охране окружающей среды, безопасности и здоровью, специальные разрешения, страхование и ущерб
Статья 8. Требования к рациональному использованию энергии, энергетических материалов и продукции
1. Любое юридическое и физическое лицо несет ответственность в соответствии с законодательством за рациональное использование энергии, энергетических материалов и продукции, соблюдение правил использования энергетических ресурсов и недопущение отходов сверх нормы. Эта ответственность в той же мере относится к проектированию, монтажу и эксплуатации энергетических агрегатов и установок.
2. Соответствующий орган исполнительной власти определяет экономические, технические и организационные требования в области рационального использования энергии. Любая вновь сдаваемая в эксплуатацию энергетическая установка должна соответствовать этим требованиям. Соответствующий орган исполнительной власти имеет право принимать следующие решения по существующим энергетическим установкам:
* о предоставлении необходимого срока для приведения установок в соответствие с новыми требованиями или замены их новыми установками;
* о подлежащих выполнению мерах и предусмотренных законодательством санкциях по истечении указанного срока и при несоответствии установок новым требованиям.
3. Каждый потребитель производит плату за использованные энергетические материалы и продукцию на предоставленный распределителем счет. В связи с этим:
* распределитель должен снабдить каждую новую энергетическую установку, передающую энергию потребителю, индивидуальным счетчиком;
* потребитель, у которого отсутствует счетчик, имеет право требовать монтирования индивидуального счетчика. (Стоимость счетчика и расходы на его монтирование могут быть оплачены в соответствующей законодательству форме, в том числе в виде компенсаций к цене потребляемой энергии, устанавливаемой распределителем в течение одного года со дня выдачи сертификата; в этом случае счетчик переходит в собственность распределителя);
* соответствующий орган исполнительной власти принимает положения о технических требованиях, применяемых при монтировании счетчиков, правилах сертификации и проверки индивидуальных счетчиков расхода энергии.
Статья 9. Обязанности по охране окружающей среды, безопасности и здоровья
1. Каждое лицо, действующее в области энергетики, а также использующие энергетические материалы и продукцию, должно охранять окружающую среду от загрязнения.
Загрязнение окружающей среды ограничивается нормами и нормативами, соответствующими законодательству.
2. Расходы на подлежащие выполнению меры в области охраны окружающей среды, безопасности и здоровья, на проведение всех необходимых исследований и получение экспертных заключений оплачиваются предприятием, действующим в области энергетики.
3. При поступлении любого заявления по заключению энергетического договора или получению специального разрешения, соответствующий орган исполнительной власти назначает экспертизу, проводимую независимыми экспертами и определяющую уровень влияния на окружающую среду и его причины на территории, где будет осуществлена соответствующая деятельность. Все расходы по проведению этой экспертизы предварительно оплачиваются заявителем. Соответствующий орган исполнительной власти и заявитель могут оказать помощь в проведении экспертизы и вести свои исследования. Экспертное заключение об уровне влияния на окружающую среду и его причинах по соглашению сторон может быть принято как основной утвердительный документ. Если физическим или юридическим лицом не будут представлены меры по устранению отрицательного влияния на окружающую среду, соответствующие установленным нормам, то соответствующий орган исполнительной власти не даст специального разрешения на договор и энергетическую деятельность.
4. Если добыча, производство, распределение и заготовка энергетических материалов и продукции предприятием несут общегосударственное значение и исполнение этих работ другим путем невозможно, то соответствующий орган исполнительной власти вправе в установленном законодательством порядке освободить предприятие от соответствующих требований в течение переходного периода, продолжающегося не более пяти лет.
Статья 10. Предоставление специального разрешения на деятельность в области энергетики
1. Каждое физическое или юридическое лицо, желающее заниматься деятельностью в области энергетики, прежде чем начать деятельность, обязано в порядке, установленном законодательством, на основании энергетического договора или заявления получить специальное разрешение у соответствующего органа исполнительной власти.
2. При возникновении опасности определенного вредного влияния на окружающую среду или на жизнедеятельность и здоровье человека в результате деятельности энергетической установки или какого-либо действия, соответствующий орган исполнительной власти имеет право в установленном законодательством порядке применить меры, направленные на ограничение использования или на полную остановку этой энергетической установки.
3. Соответствующий орган исполнительной власти обеспечивает беспристрастное рассмотрение заявлений о получении специального разрешения.
4. Специальные разрешения в целях упрощения процессов их выдачи могут быть выданы нескольким видам или группам деятельности в области энергетики и (или) энергетических установок.
5. Любое физическое и юридическое лицо, при желании начать новую деятельность в области энергетики или основательно расширить существующую деятельность, обязано получить новое специальное разрешение. Это разрешение может быть выдано при условии использования современных технологий, повышающих уровень рационального использования, безопасности энергетических материалов и продукции, охраны здоровья и окружающей среды и одновременно не приводящих к необоснованным дополнительным расходам.
6. При несоответствии деятельности физического и юридического лица условиям, отраженным в специальном разрешении, выданное ему специальное разрешение может быть отозвано.
7. В связи с выдачей специального разрешения соответствующий орган исполнительной власти имеет следующие полномочия:
* принимать решения о требованиях, применяемых к физическим и юридическим лицам и энергетическим установкам, а также о правилах осуществления контроля и предоставления специальных разрешений;
* в случае отсутствия нормативных актов, принимать решения о применении международных нормативов и стандартов;
* в целях выполнения специальных требований включать в специальное разрешение соответствующие условия;
* отдавать распоряжения об осуществлении необходимых мер по недопущению аварий, а также по их устранению.
Статья 11. Обязательства по возмещению причиняемого ущерба
1. В случае смерти или телесного увечья человека или нанесения вреда окружающей среде, обусловленных влиянием энергетической установки, лицо, эксплуатирующее эту энергетическую установку (ее владелец), несет ответственность за возмещение нанесенного ущерба, его предотвращение, уменьшение и устранение. Эти положения применяются при монтаже, эксплуатации, техническом обслуживании энергетической установки.
2. До того как будет доказано, что владельцем установки является иное юридическое или физическое лицо и это лицо как владелец не исполнил свои обязанности, собственник энергетической установки считается владельцем установки.
3. Если причина нанесенного ущерба не связана с деятельностью владельца энергетической установки и невозможно предотвращение или устранение последствий этого ущерба (обстоятельства форс-мажора), он освобождается от обязанности возмещения нанесенного ущерба.
4. Если ущерб нанесен в результате совместной деятельности нескольких энергетических установок, то основной причиной нанесенного ущерба считается энергетическая установка, оказавшая на возникновение этого случая наибольшее влияние по времени, месту, среде и иным отличительным особенностям, и возмещение ущерба распределяется пропорционально нанесенному ущербу.
5. Если доказано, что основной причиной нанесенного ущерба является энергетическая установка, владелец этой установки обязан представить в соответствующий орган исполнительной власти, а также лицам, терпящим убыток, и владельцам других смежных энергетических установок необходимые сведения для определения ответственности за возмещение в соответствии с убытком.
6. Если отсутствует другое соглашение о возмещении, нанесенный ущерб возмещается деньгами. Сторона, терпящая убыток, имеет право потребовать предварительного возмещения.
7. В связи с возмещением убытка применяются соответствующие положения законодательства Азербайджанской Республики.
Статья 12. Страхование
1. В связи со случайным ущербом, который может быть нанесен окружающей среде, недрам земли, безопасности и здоровью людей, список видов деятельности и энергетических установок, страхование которых является обязательным, условия, взносы и сумма страхования регулируются законом. Обязанности, связанные со страхованием, могут предусматриваться в специальных разрешениях или условиях договоров по энергетике.
2. Владелец энергетической установки, включенной в список по требованию соответствующего органа исполнительной власти, в порядке, установленном законодательством, продолжает страхование энергетической установки и после завершения ее эксплуатации в течение срока сохранения опасности ее вредного влияния.
Глава V. Энергетические договоры
Статья 13. Общие положения
1. Энергетические договоры заключаются между соответствующим органом исполнительной власти и подрядчиком. Подрядчики имеют право осуществлять деятельность в соответствии со сроками и условиями, определяемыми положениями настоящего Закона и энергетическими договорами.
2. Энергетические договоры могут быть заключены при наличии у подрядчиков специального разрешения на основании их заявления путем тендера в порядке, установленном законодательством, или в особых случаях в результате проводимых переговоров на основании специальных правил, определяемых существующим законодательством.
3. Контроль над заключением и осуществлением энергетических договоров в соответствии с настоящим Законом осуществляет соответствующий орган исполнительной власти.
Статья 14. Договоры по разведке
1. Договоры по разведке должны четко и ясно определять правила представления в соответствующий орган исполнительной власти соответствующего энергетического материала и договорной территории, а также разрешаемых способов разведки и результатов разведки.
2. Если соответствующими законами не установлено иное, на подрядчика, заключающего договоры по разведке, указанные ниже права не распространяются:
* исключительное право на разведку в пределах договорной территории;
* право на разведочные работы на территориях заключаемых договоров по разработке, добыче и подземным хранилищам;
* преимущественное право на заключение договоров по разработке, добыче или иным целям.
3. Подрядчик в конце каждого исследования представляет в соответствующий орган исполнительной власти все полученные данные и разъяснения о месторождениях, а также образцы и результаты съемок.
4. Предварительные сроки договора по разведке не должны быть более 2 лет со дня вступления договора в силу. Эти сроки с согласия сторон могут быть продлены до одного года.
Статья 15. Договоры по разработке и добыче
1. В соответствии с договором по разработке и добыче подрядчик имеет нижеуказанные права и обязанности, связанные с энергетическими материалами и продукцией, а также с договорной территорией:
* осуществлять разработку в соответствии с рабочей программой, согласованной договором;
* немедленно сообщать в соответствующий орган исполнительной власти о выявлении месторождений энергетических материалов и осуществлять необходимую оценку этого месторождения;
* представить в соответствующий орган исполнительной власти для согласования подробную рабочую программу по развитию и добыче каждого открытия, объявленного подрядчиком коммерческим открытием;
* передать всю договорную территорию в соответствующий орган исполнительной власти, за исключением территории объявленного коммерческого открытия;
* в соответствии с рабочей программой, согласованной перед началом работ с соответствующим органом исполнительной власти, в период развития и добычи коммерческого открытия добывать в соответствии с существующим законодательством первичные энергетические материалы, определяемые договором;
* построить все установки и главные энерготранспортные системы, намеченные в договоре или рабочей программе, и использовать их;
* добывать ресурсы и стать владельцем определенной части добываемых ресурсов в соответствии с положениями применяемых в этой области законодательных актов или с договором;
2. Деятельность подрядчика по разработке и добыче не должна приносить ущерба и его исключительные права не должны препятствовать ведению другими лицами разведочных работ в научных целях, размещению и использованию установок, не соответствующих целям договора по разработке и добыче энергетических материалов.
3. Подрядчик для перевозки принадлежащих ему энергетических материалов и продукции из договорной территории должен предоставить приоритет главным энерготранспортным средствам. Для подсоединения подрядчика к главным энерготранспортным системам должны быть созданы благоприятные условия и он должен пользоваться этими системами по условиям, касающимся третьих лиц. При отсутствии систем или невозможности пользования ими в условиях, удовлетворяющих подрядчика, он имеет право за счет своих средств соорудить необходимые транспортные средства и эксплуатировать их. К этим установкам применяются положения энергетического договора, дополняющего рабочую программу на срок добычи. Когда расходы по таким транспортным системам несет только подрядчик, положения статьи 13 настоящего Закона не применяются.
4. Государство имеет преимущественное право на приобретение в целях удовлетворения национальных потребностей энергетических материалов и продукции по мировым рыночным ценам.
5. Сроки разработки, предусмотренные в энергетическом договоре по разработке и добыче, могут быть разделены на несколько периодов или в целом могут быть продлены на срок не более 8 лет со дня вступления договора в силу.
Статья 16. Договоры по главным энерготранспортным системам
1. В соответствии с условиями, положениями и рабочей программой договоров по главным энерготранспортным системам подрядчик имеет следующие права и обязанности:
* в целях транспортировки и передачи энергетических материалов и продукции по установленным маршрутам сооружать и эксплуатировать главные энерготранспортные системы;
* строить, монтировать и эксплуатировать дополнительные установки, в том числе хранилища, связанные с деятельностью, определенной энергетическим договором;
* стать владельцем соответствующего недвижимого имущества и передать право пользования им другому лицу;
* по требованию соответствующего органа исполнительной власти и в целях достижения "синергического" эффекта (эффект соединения сил), повышающего безопасность и уменьшающего транспортные расходы, не причиняя никакого ущерба договорной деятельности, координировать свою деятельность с главными энерготранспортными системами третьей стороны.
2. Договоры по главным энерготранспортным системам заключаются с учетом наличия конкуренции между средствами транспортировки и (или) между энергетическими материалами и продукцией. В случае возникновения существенных причин, затрудняющих поощрение инвестиции со стороны подрядчика, после возмещения расходов только по одному виду энергетических материалов и продукции и заключения договоров могут заключаться исключительные договоры по главным энерготранспортным системам. Если договор имеет исключительный характер, подрядчик в любое время должен обеспечить удовлетворение требования третьей стороны по транспортировке. В противном случае подрядчик теряет исключительное право по этим системам и не имеет права протестовать против заключения дополнительного договора по главным системам транспортировки энергии.
3. Подрядчик договора, предусматривающего транспортировку принадлежащих третьей стороне энергетических материалов и продукции по главным энерготранспортным системам, должен удовлетворять следующие требования:
* определять цену и тарифы, а также коммерческие и технические условия транспортировки энергетических материалов и продукции;
* независимо от происхождения, пункта назначения или принадлежности энергетических материалов и продукции принимать заказ по их транспортировке, устанавливать цены по этим заказам, не допуская при этом дискриминаций, а также необоснованных задержек, ограничений и пошлин;
* предоставлять в целях транспортировки принадлежащие ему и неиспользуемые транспортные установки.
4. Подрядчик обязан предоставлять неиспользуемые транспортные мощности другой заинтересованной стороне для транспортировки энергетических материалов и продукции. Транспортировка энергетических материалов и продукции другой заинтересованной стороны не должна причинять ущерба транспортировке энергетических материалов и продукции подрядчика.
5. Пункт 2 статьи 15 настоящего Закона применяется соответственно к главным энерготранспортным системам. Более того, если государство или другой подрядчик разместит поблизости от главных энерготранспортных систем и будет использовать какие-либо установки, относящиеся к государственным инфраструктурам, которые не оказывают вредного влияния на договорную деятельность, подрядчик не имеет права возражать.
6. Главные энерготранспортные системы могут быть использованы для распределения энергии только на основе условий договоров, заключенных в соответствии со статьей 17 настоящего Закона.
7. Первоначальный срок договора по главным энерготранспортным системам не должен быть более 20 лет со дня вступления его в силу. По согласию сторон этот срок может быть продлен на 10 лет.
Статья 17 Договоры по распределению энергии
1. Подрядчик договора по распределению энергии имеет следующие права:
* распределять энергетическую продукцию, определяемую договором, всем потребителям в границах договорной территории и заготавливать ее;
* использовать права, предоставленные пунктом первым статьи 16 настоящего Закона;
* сооружать и эксплуатировать все установки, определяемые договором или необходимые для договорной деятельности.
2. В пределах договорной территории распределитель энергии несет следующие обязанности:
* устанавливать цены и тарифы, а также общие условия подключения к энергораспределительным установкам;
* создавать возможности для своевременного подключения на договорной территории каждого заказчика на основании установленных цен, тарифов и условий и обеспечивать его энергией по договору;
* организовать приобретение и распределение определяемой договором энергетической продукции в нужном количестве и качестве для удовлетворения спроса потребителей, подключенных к сети распределителя, одновременно вместе с другими производителями, транспортировщиками и распределителями создавать "синергетический" эффект и использовать его.
* закупать в установленном объеме энергетическую продукцию, производимую промышленными предприятиями и потребителями сверх собственного потребления.
3. При отказе в особых случаях подрядчика подключить потребителя к своей сети, энергоснабжение таких потребителей, несмотря на наличие у подрядчика исключительных прав, может быть осуществлено другим предприятием, производящим, транспортирующим или распределяющим энергию. В таких случаях соответствующий орган исполнительной власти может принять решение об освобождении энергораспределителя от обязанностей подключать этого потребителя к своей сети и снабжать его энергией.
4. Пункты 2, 3, 4 и 6 статьи 16 настоящего Закона применяются в том же порядке при распределении энергии.
Статья 18. Договоры по подземным хранилищам
1. Подрядчик договора по подземным хранилищам имеет следующие права и обязанности:
* разработка в соответствующем порядке подземных геологических структур, пригодных для подземных хранилищ;
* сооружение в соответствующем порядке в границах договорной территории подземных хранилищ для хранения определенных энергетических материалов и продукции;
* сооружение и использование в соответствующем порядке всех подземных и наземных установок, необходимых для договорной деятельности;
2. Пункты 1, 2, 3, 5 статьи 15, пункты 3 и 6 статьи 16 настоящего Закона в том же порядке применяются к договорам по подземным хранилищам.
Статья 19. Регистрация прав по энергетическим договорам
1. Регистрация всех прав по видам деятельности, отмеченных в статье 5 настоящего Закона, осуществляется в установленном законодательством порядке соответствующим органом исполнительной власти.
2. Регистрация ведется при представлении заявления соответствующего правоносителя, а также утвержденного экземпляра договора или акта, составляющего основу этого права.
3. В регистрации отражаются виды соответствующих энергетических материалов и продукции, виды и сроки деятельности, исключительные права (если предоставлены), а также полное наименование и юридический адрес правоносителей и их официальных представителей.
Статья 20. Спорные энергетические договоры, спорная деятельность
1. При предоставлении определенным лицам исключительных прав по ряду энергетических договоров, где пересекаются виды и (или) сроки деятельности, договор, зарегистрированный позже других, теряет свою силу и считается не действительным.
2. При выходе работ по коммерческому открытию энергетических залежей или подземных хранилищ на территорию за пределами договорной территории, они осуществляются совместно с подрядчиками энергетических договоров по указанным территориям. При распространении залежей и подземных хранилищ на территорию другого действующего энергетического договора, соответствующий орган исполнительной власти, согласовав условия с подрядчиком (подрядчиками), может расширить площадь применения энергетического договора (договоров) по указанной территории или разрешить заключение нового энергетического договора по указанной территории.
3. Если в результате деятельности третьей стороны подрядчик не сумеет осуществлять договорную деятельность и не удается напрямую достичь никакого согласия между подрядчиком и третьей стороной, то соответствующий орган исполнительной власти на основании обращения одной из сторон  должен принять временное постановление о разрешении возникшего спора. При этом все претензии, включая претензии на возмещение ущерба, остаются в силе и могут быть разрешены в судебном порядке.
Статья 21. Рабочая программа
1. Подрядчик осуществляет договорную деятельность по рабочей программе, согласованной с соответствующим органом исполнительной власти.
2. Рабочая программа (программы) осуществляется по согласованию с привлеченными государственными или муниципальными органами с учетом требований главы 6 настоящего Закона.
3. Соответствие рабочей программы настоящему Закону, выполнение ее подрядчиком контролируются соответствующим органом исполнительной власти.
Статья 22. Ценообразование, коммерческие и технические условия торговли
1. Если законодательством не предусмотрено иное, на основании настоящего Закона подрядчики самостоятельны в согласовании с заказчиками цен, коммерческих и технических условий торговли.
2. Цены, тарифы и общие условия торговли, устанавливаемые распределителями энергии или иными подрядчиками, являющимися по энергетическому договору монополистами в области транспортировки, заготовки или хранения энергетических материалов или продукции, должны быть ориентированы на сокращение расходов и на рыночные цены. Они могут быть применены только при условии соответствия их целям государственной энергетической политики и условиям контроля в случаях злоупотребления подрядчиком своим монопольным  положением, а также утверждения их соответствующим органом исполнительной власти. Они должны применяться без допущения дискриминации, необоснованной задержки или ограничения оплаты.
3. При применении к ценам государственных субсидий, они должны быть записаны на отдельном счете с указанием определенных условий и установленных сроков их выдачи.
Статья 23. Передача энергетических договоров другим лицам
1. Передача энергетических договоров другим лицам или заключение производного договора подрядчиком осуществляется по специальному разрешению соответствующего органа исполнительной власти и вступает в силу после регистрации.
2. При отсутствии специального разрешения ответственность за выполнение наследником обязательств подрядчика перед государством несет первоначальный подрядчик либо совместно с наследником, либо единолично.
Статья 24. Срок действия энергетического договора и его продление
1. Срок действия энергетического договора отражается в договоре и не должен превышать максимальный срок, установленный законом. Срок действия энергетического договора завершается по истечении указанного в нем времени.
2. Срок действия энергетического договора может продлеваться каждый раз по предложению подрядчика путем заключения договора между соответствующим органом исполнительной власти и подрядчиком на следующих условиях:
* при выполнении подрядчиком всех обязательств по энергетическому договору в течение первого срока;
* при согласовании плана работ по продлеваемому сроку с соответствующим органом исполнительной власти до завершения первоначального срока;
* при соответствии общего срока энергетического договора действующему законодательству.
3. Не допускается повторное продление срока действия энергетического договора, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2 настоящей статьи, однако подрядчик имеет право участвовать в тендере по новому энергетическому договору, связанному с договорной территорией и видом деятельности по предыдущим энергетическим договорам.
Статья 25. Прекращение энергетического договора
1. Энергетический договор может быть прекращен до завершения срока его действия только в соответствии с условиями самого энергетического договора или в следующих случаях:
* при обнаружении важных доводов, дающих основание для отказа от энергетического договора;
* при невыполнении подрядчиком своих обязательств;
* при неиспользовании подрядчиком в надлежащем порядке прав, предоставленных ему энергетическим договором.
2. Энергетический договор не может быть прекращен в следующих случаях:
* до получения подрядчиком от соответствующего органа исполнительной власти извещения о прекращении энергетического договора и истечения срока доказательства несоответствия деятельности подрядчика обязательствам по договору;
* если не исполнение подрядчиком обязательств находится вне сферы его влияния и отсутствует возможность предотвращения им этого обстоятельства или устранения его последствий (обстоятельства форс-мажор).
3. Если законодательством не предусмотрено иное, при прекращении энергетического договора  сроки его действия завершаются с момента вступления в силу этого прекращения.
4. Энергетические договоры, заключенные на неопределенный срок, по желанию каждой стороны могут быть прекращены при соблюдении срока не менее двенадцати месяцев.
Статья 26. Утрата силы энергетического договора
1. После утраты силы энергетического договора бывший подрядчик лишается права заниматься договорной деятельностью.
2. Если законодательством не предусмотрено иное, на основании требования соответствующего органа исполнительной власти бывший подрядчик должен передать безвозмездно государству или новому подрядчику смонтированное и иное оборудование, предусмотренное условиями договора и необходимое для него. Для исчисления амортизации фондов на время, превышающее сроки энергетического договора, и сокращения таким образом расходов подрядчика, в энергетических договорах по главным системам транспортировки, распределению энергии и подземным хранилищам, в частности, могут быть предусмотрены экономически обоснованные платежи со стороны государства или нового подрядчика за не амортизированные полностью, однако приведенные в удовлетворительное рабочее состояние установки. Также платежи могут быть уточнены решениями соответствующего органа исполнительной власти и энергетическим договором. При несовпадении мнений такие платежи определяются на основании заключения независимых экспертов.
3. Бывший подрядчик должен в соответствии со статьями настоящего Закона осуществлять восстановительные работы по передаваемым государству или новому подрядчику установкам для предотвращения ущерба, который может быть нанесен ими окружающей среде.
Статья 27. Восстановительные работы
1. В каждый энергетический договор должен быть включен план восстановления территории, пришедшей в негодное состояние в результате деятельности подрядчика. Подрядчик должен вести восстановительные работы до завершения энергетического договора.
2. При технической возможности подрядчик должен вести восстановление договорной территории, не нужной для дальнейшего использования  в договорной деятельности, в приемлемые сроки. В энергетическом договоре может быть указан порядок исполнения подрядчиком этих обязательств.
3. Подрядчик должен систематически обновлять первоначальный план восстановления и приспосабливать его к развитию договорной деятельности. Подрядчик должен утвердить последний план восстановления за год до завершения срока энергетического договора или в любое время, указанное в договоре. Этот план представляется  соответствующему органу исполнительной власти. После слушания привлеченных сторон соответствующий орган исполнительной власти, для предотвращения ущерба окружающей среде, который может быть нанесен остающимися после бывшего подрядчика установками, или для достижения результатов, предусмотренных в первоначальном плане восстановления, может принять решение о внесении в последний план восстановительных работ необходимых изменений.
4. Если это не противоречит законодательству, бывший подрядчик может распоряжаться своим недвижимым имуществом только после проведения вышеуказанных восстановительных работ.
5. Соответствующий орган исполнительной власти может потребовать от подрядчика создания резервов, накапливаемых на специальном счете, или предоставления гарантии надежным банком по сумме, необходимой для исполнения подрядчиком указанных в настоящей статье обязательств в течение срока действия энергетического договора и после завершения этих сроков.
6. В целях финансирования восстановительных работ, которые не могут быть произведены подрядчиком, должен быть создан отдельный фонд. Часть уплаты подрядчиком взноса в указанный фонд и порядок использования средств этого фонда определяются соответствующим органом исполнительной власти.
7. Соответствующий орган исполнительной власти может принимать более подробные правила по восстановительным работам.
Статья 28. Запасы топлива
1. Производители энергии в целях создания конкурентной среды в области снабжения топливом и повышения эффективности производства энергии имеют право самостоятельного выбора предприятий по снабжению топливом внутри и за пределами страны.
2. Топливо, приобретенное на основании договора, заключаемого между производителем и самостоятельно выбранным снабженцем топлива, доставляется производителю по главным энерготранспортным системам, являющимся объектами монополии, беспрепятственно, только при условии возмещения транспортных, таможенных и иных расходов в порядке, устанавливаемом законодательством.
3. В целях обеспечения надежности энергоснабжения на энергетических предприятиях создаются запасы топлива. Финансирование, создание, хранение, использование, объем и учет запасов топлива определяются соответствующим органом исполнительной власти Азербайджанской Республики.
Глава VI. Права на недвижимое имущество
Статья 29. Предоставление прав на недвижимое имущество
1. Настоящий Закон в соответствии с Земельным кодексом и Законом Азербайджанской Республики "О недрах" предоставляет подрядчику право пользования землей и недрами для осуществления деятельности в области энергетики.
2. Владелец земельного участка или пользователь земельным участком независимо от того, является ли он государственным или негосударственным предприятием, не имеет никаких полномочий предъявлять государству какие-либо претензии по поводу наличия установок подрядчика на залежах энергетических материалов или на этом земельном участке, в земле или под земельном участком на территории (включая внутренние воды Азербайджанской Республики и сектор Каспийского моря (озера), принадлежащий Азербайджанской Республике), где размещен этот земельный участок.
Статья 30. Преимущество пользования недвижимым имуществом, находящимся в общем пользовании
1. При практической выгодности ограничения влияния видов деятельности в области энергетики на имущество, находящееся в общем пользовании, частная собственность третьей стороны не должна подвергаться какому-либо влиянию и не может быть использована без ее согласия. Для осуществления этих видов деятельности государство или муниципалитеты в первую очередь должны предоставлять принадлежащие им и находящиеся в общем пользовании транспортные пути, земельные участки, или государство должно предложить собственнику с его согласия свои земли в форме компенсации за использование его собственности.
2. Определение маршрутов и планов создания главных энерготранспортных систем, энергораспределительных сетей до представления энергетического договора и во время его исполнения согласуется с соответствующим органом исполнительной власти.
3. В энергетический договор может быть включено положение о непосредственной выплате муниципалитету и (или) государству определенной части платы, вносимой подрядчиком.
Статья 31. Изменения при пользовании недвижимым имуществом и общественные интересы
1. Изменение права собственности или пользования недвижимым имуществом в результате деятельности в области энергетики и в связи с этим условия возмещения компенсаций разрабатываются соответствующим органом исполнительной власти с учетом следующего:
* положений настоящего Закона;
* выполнения требований по охране окружающей среды, безопасности и технических требований;
* недопущения дискриминации в размещении установок или главных энерготранспортных систем в вышеуказанном недвижимом имуществе.
2. До представления энергетического договора право собственности и касающиеся его изменения должны быть опубликованы в печати и открыты для обсуждения общественности. После их опубликования в течение одного месяца проект должен быть переработан с учетом обоснованных уточнений, поступающих от граждан, государственных органов и муниципалитетов, и осуществлен их план.
Статья 32. Компенсации при использовании недвижимого имущества и изъятие его с возмещением
1. Специальное разрешение на виды пользования землей по существующей деятельности в области энергетики предоставляется на основании соответствующих требований без компенсации.
2. Собственники, пользователи и лица, находящиеся по соседству с недвижимым имуществом, обязаны создавать возможности для своевременного возмещения указанных ниже видов компенсации, с тем чтобы осуществлять объявленные новые виды деятельности, вызывающие общественный интерес в области энергетики, а также все меры, принимаемые соответствующим органом исполнительной власти в соответствии с положениями настоящего Закона:
* если деятельность осуществляется в течение короткого времени и без создания серьезных препятствий для использования соответствующего недвижимого имущества, его собственник, пользователь или сосед имеют право получать компенсацию за причиненный его имуществу материальный ущерб только в результате такой деятельности;
* если деятельность осуществляется в течение длительного времени и в соответствии с этим создаются серьезные препятствия для нормального использования недвижимого имущества и в результате этого возникают экономические трудности, собственник, пользователь недвижимым имуществом или его сосед могут получить дополнительную компенсацию за расходы. Условия и сумма такой компенсации определяются по правилам, принятым в соответствии с действующим законодательством;
* если указанные препятствия носят серьезный характер и продолжаются более одного года, собственник, пользователь недвижимого имущества или его сосед могут по своим соображениям придать преимущество применению положений пункта 3 настоящей статьи;
3. При вынужденном прекращении существующего использования недвижимого имущества, или если строительство или использование энергетических установок, главных энерготранспортных систем, энергораспределительных сетей, а также подземных хранилищ создают серьезные препятствия для использования недвижимого имущества, то в случае и порядке, предусмотренном законодательством Азербайджанской Республики, указанное недвижимое имущество может быть изъято у его владельца с соответствующей компенсаций. С согласия частных собственников недвижимого имущества, такая компенсация может состоять также из предоставления равноценного по назначению и стоимости недвижимого имущества.
Статья 33. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Юридические и физические лица, нарушающие требования настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики.
Президент Азербайджанской Республики
Гейдар Алиев.
город Баку, 24 ноября 1998 года
№ 541-IГ.

Приложение 1
Материалы и продукция энергетики (в соответствии с приложением ЭМ к Европейскому соглашению Энергетической хартии)
Материалы атомной энергетики
26.12
Уран или ториевые руды и концентраты
26.12.10
Урановые руды и концентраты
26.12.20
Ториевые руды и концентраты
28.44.
Химические радиоактивные элементы и радиоактивные изотопы (включая распадающиеся и воспроизводимые химические элементы и изотопы), их соединения, смеси и отходы, содержащие эти продукты
28.44.10
Природный уран и его соединения
28.44.20
Уран, обогащенный ураном-235, и его соединения; плутоний и его соединения
28.44.30
Уран, обедненный ураном-235, и его соединения; торий и его соединения
28.44.40
Радиоактивные элементы, изотопы и радиоактивные соединения (за исключением указанных в подпозициях 28.44.10, 28.44.20 или 28.44.30)
28.44.50
Использованные (отработанные) топливные элементы атомных реакторов (ТЖЕЛИ)
28.45.10
Тяжелая вода (окись дейтерия)
Каменный уголь, природный газ, нефть и нефтепродукты, электрическая энергия
27.01.
Каменный уголь, брикеты, окатыши и получаемые  из каменного угля подобные твердые виды топлива
27.02.
Кроме гагата, лигнит, бурый уголь, агломерированный или неагломерированный
27.03.
Агломерированный или неагломерированный торф (включая торфяные отбросы).
27.04.
Кокс и полукокс из каменного угля, лигнита или торфа, агломерированные или неагломерированные; ретортированный уголь
27.05.
Каменный уголь, вода, генераторный газ и схожие газы (кроме нефтяных газов и других углеводородов)
27.06.
Каменноугольная, лигнитная и торфяная смолы и другие обезвоженные или необезвоженные минеральные смолы, либо частично дистиллированные продукты, в том числе регенерированные
27.07.
Другие продукты высокотемпературной дистилляции масел и каменноугольной смолы; подобные продукты, в которых масса ароматических составных частиц превышает массу неароматических составных частиц (например, бензол, толуол, ксилол, нафталин, смеси других ароматических углеводородов, фенолы, креозотные масла и другие)
27.08.
Пек и пековый кокс, полученный из каменноугольной смолы и других минеральных смол
27.09.
Сырая нефть и продукты сырой нефти, полученные из битумных пород
27.10.
Нефть и нефтепродукты, полученные из битумных пород (за исключением сырой нефти и продуктов сырой нефти)
27.11.
Нефтяные газы и другие углеводородные газы и другие газообразные

Сгущенные:
* природный газ
* пропан
* бутан
* этилен, пропилен, бутилен, бутадиен и прочие.

В газообразном состоянии:
* природный газ и другие.
27.13.
Нефтяной кокс, нефтяной битум и другие отходы нефтепереработки, в том числе полученные из битумных пород.
27.14.
Природный битум и асфальт; битумные и нефтяные сланцы и битумные пески, асфальтиты и асфальтовые породы.
27.15.
Битумные смеси, основанные на природном асфальте, природном битуме, минеральных смолах или минеральных пековых смолах (например, битумные мастики, асфальтовые дорожные покрытия).
27.16.
Электрическая энергия
Другие виды энергии
44.01.
Обрубки стволов, дрова, ветки, вязанки хвороста или топливная древесина в подобном виде.
44.02
Древесный уголь (включая уголь, полученный из коры или шишек), агломерированный или неагломерированный.

Приложение 2
Материалы и продукция энергетики, к которым не может быть применено определение "Хозяйственная деятельность в сфере энергетики"
27.07.
Масла, другие материалы высокотемпературной дистилляции каменноугольной смолы, подобные продукты, в которых масса ароматической составной части превышает массу неароматической составной части (например, бензол, толуол, ксилол, нафталин, смеси других ароматических углеводородов, фенолы, креозотные масла и другие).
44.01.
Обрубки стволов, дрова, ветви, вязанки хвороста или топливная древесина в подобном виде.
44.02.
Древесный уголь (включая уголь, полученный из коры и шишек), агломерированный и неагломерированный.

Об энергетике

(c) Qanun.tk 2



Новости сайта:
12.05.02 Заработал в тестовом режиме поиск по сайту
08.05.02 Заработал новый Форум в тестовом режиме
02.05.02 Очередная смена дизайна сайта, добавлены новые функции
10.04.02 Сайт сменил дизайн
10.04.02 добавились версии на английском и азербайджанском языках
10.04.02 Новый раздел на сайте правовые Статьи
31.03.02 Офицальное открытие сайта
Законодательство Азербайджанской Республики
Designed by Stracker © 2010
All rights reserved

Положения о Центре Ататюрка в Азербайджане
www.zewo.ru